Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 ноября 2007 г. N Ф09-9144/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2007 по делу N А07-25282/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2007 по тому же делу по заявлению дочернего предприятия "Уфимский комбинат хлебопродуктов" государственного унитарного предприятия "Башхлебпродукт" (далее - предприятие, налогоплательщик) к инспекции о признании незаконными действий.
В судебном заседании принял участие представитель предприятия - Исмагилов И.А. (доверенность от 01.06.2007 б/н).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся во включении в акт сверки от 08.08.2006 N 8518 недоимки в сумме 1739869 руб. 70 коп. по платежам во внебюджетный фонд науки и технологического развития Республики Башкортостан, а также об обязании налоговый орган уменьшить числящуюся за предприятием задолженность на указанную сумму.
Решением суда от 13.02.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, считая свои действия правомерными и указывая на то, что платежи во внебюджетный фонд науки и технологического развития Республики Башкортостан установлены действовавшим на момент образования недоимки законодательством о налогах и сборах Республики Башкортостан; начисление недоимки произведено согласно представленным налогоплательщиком декларациям, спорный платеж отменен в 2001 г. и незаконным не признан. Кроме того, предприятием пропущен трехлетний срок исковой давности для обращения с заявлением в суд.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.03.2003 предприятие признано банкротом, начато конкурсное производство, в реестр требований кредиторов по состоянию на 20.10.2003 включена недоимка по платежам во внебюджетный фонд науки и технологического развития Республики Башкортостан в сумме 1739869 руб. 70 коп.
Предприятием и инспекцией 08.08.2006 составлен акт сверки расчетов по налогам и сборам N 8518.
Позднее, 31.08.2006, налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением об исключении из указанного акта задолженности в сумме 1739869 руб. 70 коп. по прочим налогам и сборам субъектов Российской Федерации (платежам во внебюджетный фонд науки и технологического развития Республики Башкортостан) как платежа, не предусмотренного законодательством о налогах и сборах.
Инспекцией каких-либо действий по исключению указанной суммы из акта не произведено.
Полагая, что включение спорной суммы платежей в акт сверки расчетов от 08.08.2006 N 8518 неправомерно, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данных действий законными и обязании налогового органа уменьшить числящуюся за налогоплательщиком задолженность на сумму 1739869 руб. 70 коп.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в акт сверки расчетов спорных платежей, поскольку взносы во внебюджетный фонд науки и технологического развития Республики Башкортостан, установленные Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан, не включены в налоговую систему Российской Федерации и согласно Указу Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1214 подлежали отмене с 01.01.1997.
Вывод судов являются правильным, соответствует положениям ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1214, п. 1 ст. 3, подп. 2 п. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в силу которых обязанность налогоплательщика по уплате налога (сбора) прекращается с момента, когда закон, установивший конкретный налог (сбор), утрачивает силу.
Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 16.04.1993 N 6-2/156 создан внебюджетный фонд науки и технологического развития Республики Башкортостан.
Указом Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1214 признан утратившим силу п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2268, предоставлявший органам субъектов Российской Федерации вводить дополнительные налоги, а также предписано с 01.01.1997 принять решение об отмене таких налогов.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Кодекса каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно абз. 6 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст. 19, 20, 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 N 2118-1, не взимаются.
Взносы во внебюджетный фонд науки и технологического развития Республики Башкортостан не предусмотрены названными статьями Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", следовательно, их взимание незаконно начиная с 01.01.1997.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что спорная сумма задолженности по платежам во внебюджетный фонд науки и технологического развития Республики Башкортостан начислена после 01.01.1998.
Доказательств того, что указанная задолженность начислена до 01.01.1998, т.е. в период, когда взносы являлись законно установленными платежами, налоговым органом в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Довод инспекции, приведенный в кассационной жалобе, о пропуске общего срока исковой давности, установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку предметом спора является незаконность действий государственного органа, совершенных в пределах названного срока (дата составления акта сверки от 08.08.2006).
Остальные доводы инспекции, изложенные в жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм законодательства о налогах и сборах.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2007 по делу N А07-25282/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Уфы в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Кодекса каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно абз. 6 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст. 19, 20, 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 N 2118-1, не взимаются.
...
Довод инспекции, приведенный в кассационной жалобе, о пропуске общего срока исковой давности, установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку предметом спора является незаконность действий государственного органа, совершенных в пределах названного срока (дата составления акта сверки от 08.08.2006).
Остальные доводы инспекции, изложенные в жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм законодательства о налогах и сборах."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 ноября 2007 г. N Ф09-9144/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника