Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 ноября 2007 г. N Ф09-9684/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Верхней Пышме Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.2007 по делу N А60-13996/07.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Мальцева Н.В. (доверенность от 10.01.2007 N 1).
Индивидуальный предприниматель Гостюхин Олег Валентинович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным действия инспекции, выразившегося в отказе в возврате из бюджета излишне уплаченных страховых взносов в сумме 13565 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.2007 заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Налоговый орган полагает, что Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Федеральный закон) не определен орган, производящий возврат (зачет) страховых взносов, и порядок проведения их возврата (зачета).
Как следует из материалов дела, предприниматель квитанциями от 25.04.2007 и от 25.07.2007 ошибочно перечислил в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы в виде фиксированного платежа на код бюджетной классификации (далее - КБК) 18210202030061000160 в общей сумме 13565 руб.
Предприниматель обратился в инспекцию с заявлением произвести возврат (зачет) излишне уплаченных денежных средств с КБК 18210202030061000160 в сумме 13565 руб.
Инспекцией было отказано в возврате (зачете) данной суммы страховых взносов (письма от 04.05.2007 N 07-77/3240 и от 23.05.2007 N 07-77/3362), на основании того, что операции по возврату и зачету страховых взносов на обязательное пенсионное страхование временно приостановлены до принятия решения Министерством финансов Российской Федерации.
Посчитав свои права нарушенными, предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление предпринимателя, суд исходил из неправомерности действий инспекции по отказу в возврате названной суммы и обязал налоговый орган произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 13565 руб.
Вывод суда является правильным.
Согласно ст. 2 Федерального закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации - и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
Статья 2 Федерального закона предусматривает, что законодательство об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации состоит в том числе и из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, порядок осуществления возврата излишне уплаченных сумм сборов (страховых взносов) регулируется в соответствии с нормами, содержащимися в ст. 78, 79 Кодекса.
В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 ст. 78 Кодекса указано, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель ошибочно перечислил денежные средства - 13565 руб. - на КБК 18210202030061000160.
Факт ошибочной уплаты предпринимателем страховых взносов в указанной сумме инспекцией не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования предпринимателя.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом ст. 78 Кодекса судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку основан на неправильном толковании указанной нормы.
С учетом изложенного данный судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.2007 по делу N А60-13996/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Верхней Пышме Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 ст. 78 Кодекса указано, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом ст. 78 Кодекса судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку основан на неправильном толковании указанной нормы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 ноября 2007 г. N Ф09-9684/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника