Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 ноября 2007 г. N Ф09-9765/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "ТНК-ВР Холдинг" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.03.2007 (резолютивная часть от 13.03.2007) по делу N А47-16956/05 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Антоненко Ж.В. (доверенность от 01.01.2007 N 207).
Представители Оренбургской таможни (далее - таможня) и Приволжского таможенного управления (далее - управление), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным письма таможни от 26.07.2005 N 40-13/8759 и решения управления от 30.08.2005 N 06-04-11/50, которыми ему было отказано в применении упрощенного порядка декларирования - временного периодического декларирования товаров в августе 2005 г. по таможенным декларациям N 37856141, 37856163, 37856164 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 15.03.2007 (резолютивная часть от 13.03.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 4, 137, 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе.
Таможня в отзыве указала, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласна, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Электроспецсервис" в лице Оренбургского филиала, действующее в качестве таможенного брокера от имени общества, 18.07.2005 представило в таможню временные таможенные декларации N 37856141, 37856163, 37856164 для оформления поставок на экспорт нефти сырой в течение августа 2005 г. При этом таможенные платежи исчислены обществом исходя из ставки пошлины, действующей на момент подачи деклараций (136,2 долларов США).
Таможня письмом от 26.07.2005 N 40-13/40-13/8759 сообщила таможенному брокеру о непринятии указанных таможенных деклараций и соответственно об отказе в применении упрощенного порядка декларирования в связи с тем, что, по мнению таможни, обществом нарушены положения п. 2 ст. 137 Кодекса (планируемое повышение экспортной пошлины) и п. 2 ст. 132 Кодекса (отсутствие железнодорожных накладных).
Общество обжаловало данное постановление в управление. Решением управления от 30.08.2005 N 06-04-11/50 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением таможни и решением управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемых обществом ненормативных актов требованиям действующего законодательства.
Выводы судов являются ошибочными.
Согласно п. 1 ст. 137 Кодекса при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со ст. 135, 136 и 138 названного Кодекса.
В соответствии с п. 1, 4 ст. 138 Кодекса при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (п. 2 ст. 137 Кодекса).
Из содержания указанных правовых норм следует, что условиями, при которых декларант вправе осуществлять периодическое временное декларирование, являются: отсутствие возможности представления точных сведений о товаре, необходимых для таможенного оформления, если это обусловлено обычным ведением внешней торговли; отсутствие препятствий для таможенного контроля; полная и своевременная уплата таможенных платежей; соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; соблюдение таможенных режимов.
При наличии указанных условий таможня не вправе препятствовать декларанту в осуществлении права на периодическое временное декларирование товара.
В данном случае таможня в качестве одного из оснований для отказа в применении упрощенного порядка декларирования указывает на несоблюдение обществом условия о полноте уплаты вывозной таможенной пошлины по ставке, действующей на день фактического вывоза товара с территории Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 4 Кодекса акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации применяются только к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Из п. 1 ст. 325 Кодекса следует, что для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных ст. 150, 312, п. 1 ст. 327 названного Кодекса.
Согласно п. 5, 6 ст. 138 Кодекса ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган.
В соответствии с абз. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих при применении норм Таможенного кодекса Российской Федерации о периодическом временном декларировании российских товаров (кроме товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи)" при применении названных норм судам следует учитывать, что в случае, если на момент подачи временной таможенной декларации опубликован нормативный правовой акт, не введенный в действие в соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса, которым установлены новые таможенные пошлины на период, в течение которого предполагается вывозить российские товары, применение периодического временного декларирования означало бы освобождение от полной уплаты таможенных платежей. В связи с этим в указанном случае упрощенный порядок декларирования российских товаров в виде периодического временного декларирования применен быть не может.
Постановление Правительства Российской Федерации N 432, которым такие ставки с 01.08.2005 действительно были повышены, принято 15.07.2005, а официально опубликовано 19.07.2005.
Поскольку на 18.07.2005 - день подачи временные таможенные декларации N 37856141, 37856163, 37856164 - нормативный правовой акт, которым бы были изменены ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, официально не опубликован, доводы таможни о несоблюдении обществом п. 2 ст. 137 Таможенного кодекса имели предположительный характер, а решение об отказе в применении упрощенного порядка декларирования не имело законного основания.
Как следует из материалов дела, на момент подачи временных таможенных деклараций N 37856141, 37856163, 37856164 таможенные пошлины исчислены и уплачены обществом в полном объеме по ставкам, действовавшим на 18.07.2005, то есть соблюдены все требования и условия, определенные таможенным законодательством в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей.
В качестве самостоятельного основания непринятия деклараций таможня указывает нарушение обществом п. 2 ст. 132 Кодекса, в частности, на непредставление с таможенными декларациями железнодорожных накладных.
В силу требований ст. 131 Кодекса при декларировании товаров декларант обязан представить основные документы, в том числе транспортные (перевозочные) документы.
Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с п. 5 ст. 131 Кодекса (п. 2 ст. 132 Кодекса).
Взаимодействие правил, закрепленных в ст. 131, 132 Кодекса, с правилами, регламентирующими порядок периодического временного декларирования российских товаров (ст. 138 Кодекса), означает признание не обязательным для декларанта требования представлять транспортные (перевозочные) документы при подаче временной грузовой таможенной декларации. Такое требование может и должно быть исполнено им впоследствии при подаче полной грузовой таможенной декларации. Иное толкование материального закона означало бы нивелирование целей и задач периодического временного декларирования российских товаров как процедуры, имеющей не только правовую сторону, но и четкую экономическую основу (деловую целесообразность).
Таким образом, обязанность представить транспортный документ возникает в момент представления основной, а не временной декларации. Следовательно, непредставление декларантом вместе с грузовыми таможенными декларациями N 37856141, 37856163, 37856164 железнодорожных накладных не является основанием для отказа в применении упрощенной системы декларирования.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты судами на основании неправильного толкования положений ст. 4, 132, 137, 138 Кодекса применительно к установленным обстоятельствам дела, в связи с чем они подлежат отмене. Поскольку дополнительного исследования обстоятельств дела не требуется, суд кассационной инстанции считает возможным в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, исходя из наличия в материалах дела подлинных платежных поручений общества об оплате государственной пошлины в общей сумме 7000 руб. В связи с удовлетворением заявленных требований с таможни в пользу общества подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску, апелляционной и кассационной жалобам в сумме 3500 руб., с управления в пользу этого же общества - 3500 руб. судебных расходов по иску, апелляционной и кассационной жалобам.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.03.2007 по делу А47-16956/05 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2007 по тому же делу отменить.
Заявленное открытым акционерным обществом "ТНК-ВР Холдинг" требование удовлетворить.
Признать недействительными письмо Оренбургской таможни от 26.07.2005 N 40-13/8759 и решение Приволжского таможенного управления от 30.08.2005 N 06-04-11/.
Взыскать с Оренбургской таможни в пользу открытого акционерного общества "ТНК-ВР Холдинг" 3500 руб., а с Приволжского таможенного управления в пользу этого же общества 3500 руб. судебных расходов по иску, апелляционной и кассационной жалобам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с п. 5 ст. 131 Кодекса (п. 2 ст. 132 Кодекса).
Взаимодействие правил, закрепленных в ст. 131, 132 Кодекса, с правилами, регламентирующими порядок периодического временного декларирования российских товаров (ст. 138 Кодекса), означает признание не обязательным для декларанта требования представлять транспортные (перевозочные) документы при подаче временной грузовой таможенной декларации. Такое требование может и должно быть исполнено им впоследствии при подаче полной грузовой таможенной декларации. Иное толкование материального закона означало бы нивелирование целей и задач периодического временного декларирования российских товаров как процедуры, имеющей не только правовую сторону, но и четкую экономическую основу (деловую целесообразность)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 ноября 2007 г. N Ф09-9765/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника