Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 ноября 2007 г. N Ф09-9741/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кизеле Пермского края (далее - управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 17.08.2007 по делу N А50-9464/07.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
От управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Кизеловское автотранспортное предприятие" (далее - предприятие) задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за IV квартал 2006 г. в сумме 229755 руб. и пеней в сумме 10928 руб. 07 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.08.2007 заявленные требования удовлетворены частично. С предприятия взыскана задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 229755 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанный судебный акт отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с предприятия пеней в сумме 10928 руб. 07 коп., заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности (банкротстве) и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума N 25).
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Пермской области от 24.08.2006 по делу N А50-5102/2006-Б предприятие было признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год.
Управлением было установлено, что у предприятия имеется задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за IV квартал 2006 г. в сумме 229755 руб., на которую предприятию были начислены пени в сумме 10928 руб. 07 коп.
Управлением предприятию было выставлено требование от 18.05.2007 N 21 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем с предложением его исполнения до 28.05.2007.
Поскольку данное требование в добровольном порядке предприятием исполнено не было, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя требования управления и отказывая в части взыскания пеней в сумме 10928 руб. 07 коп., суд исходил из того, что в силу ст. 126 Закона о несостоятельности (банкротстве) с даты вынесения судом решения о признании должника банкротом прекращается начисление пеней по всем видам задолженности должника.
Указанный вывод суда является ошибочным в связи со следующим.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем их уплаты.
Пунктом 4 ст. 142 Закона о несостоятельности (банкротстве) установлено, что требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 15 постановления Пленума N 25 при применении п. 4 ст. 142 Закона о несостоятельности (банкротстве) необходимо учитывать, что указанная норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п. 5 ст. 134 Закона о несостоятельности (банкротстве). Требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в порядке, установленном ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предусмотренный ст. 94, 95 Закона о несостоятельности (банкротстве) мораторий на удовлетворение требований кредиторов на требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется.
В силу п. 29 постановления Пленума N 25 требования об уплате пеней, начисленных в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной п. 4 ст. 142 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства относятся к текущим платежам.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорная сумма пеней начислена на задолженность по страховым взносам, обязанность по уплате которых возникла после вынесения Арбитражным судом Пермской области решения о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и введении в отношении него конкурсного производства. Следовательно, данная задолженность и начисленные на нее пени являются текущими платежами.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт в части отказа во взыскании пеней в сумме 10928 руб. 07 коп., начисленных на сумму задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, образовавшуюся после открытия в отношении предприятия конкурсного производства, подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства дела судом установлены правильно, спор относительно размера начисленных пеней отсутствует, по делу следует принять новый судебный акт об удовлетворении требований управления в части взыскания с предприятия пеней в сумме 10928 руб. 07 коп.
В части удовлетворения требований управления о взыскании с предприятия задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование судебный акт не обжалуется.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 17.08.2007 по делу N А50-9464/07 в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить.
В указанной части требования удовлетворить.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Кизеловское автотранспортное предприятие" в доход бюджета пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 10928 руб. 07 коп., в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 руб.
В остальной части судебный акт оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 15 постановления Пленума N 25 при применении п. 4 ст. 142 Закона о несостоятельности (банкротстве) необходимо учитывать, что указанная норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п. 5 ст. 134 Закона о несостоятельности (банкротстве). Требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в порядке, установленном ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предусмотренный ст. 94, 95 Закона о несостоятельности (банкротстве) мораторий на удовлетворение требований кредиторов на требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется.
В силу п. 29 постановления Пленума N 25 требования об уплате пеней, начисленных в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной п. 4 ст. 142 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства относятся к текущим платежам."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2007 г. N Ф09-9741/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника