Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 ноября 2007 г. N Ф09-9908/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (далее - ИФНС по Октябрьскому району) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.05.2007 по делу N А07-3655/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Эфест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий ИФНС по Октябрьскому району, выразившихся в непроведении возврата обществу суммы излишне уплаченного административного штрафа в сумме 30000 руб., и об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан (далее - МРИ ФНС N 30) осуществить возврат излишне уплаченной суммы штрафа в сумме 30000 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 28.05.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит оспариваемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, общество, перечисляя платежным поручением от 25.04.2006 N 50 сумму штрафа в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 Республике Башкортостан, указало неточные реквизиты указанного налогового органа, в результате чего сумма штрафа поступила в ИФНС по Октябрьскому району.
Общество обратилось в ИФНС по Октябрьскому району с заявлением от 05.05.2006 N 19 о возврате уплаченного им штрафа в сумме 30000 руб.
ИФНС по Октябрьскому району письмом от 26.05.2006 N 002-05/15019 в возврате ошибочно уплаченного штрафа было отказано.
В связи с изменением юридического адреса в декабре 2006 г. общество было снято с учета в ИФНС по Октябрьскому району и поставлено на учет в МРИ ФНС N 30. После подписания акта сверки с ИФНС по Октябрьскому району лицевой счет общества, а также все материалы и документы, касающиеся его деятельности, были переданы в МРИ ФНС N 30, которой возврат штрафа также не произведен.
Считая бездействие налоговых органов, выразившееся в невозврате излишне уплаченного штрафа, незаконным, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из доказанности материалами дела излишней уплаты обществом в бюджет суммы 30000 руб. - штрафа, наложенного на общество за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наличия у налогового органа в силу ст. 32, 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по осуществлению возврата из бюджета указанной суммы по заявлению общества.
Суд кассационной инстанции полагает, что требования, заявленные обществом, удовлетворены судами правомерно.
Факт излишней уплаты обществом в бюджет суммы административного штрафа подтвержден материалами дела и инспекцией не оспаривается.
В соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В силу ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов образуются, в частности, за счет налоговых и неналоговых видов доходов. К неналоговым доходам относятся в том числе средства, полученные в результате применения мер административной ответственности, в том числе штрафы.
В соответствии со ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Согласно ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Администраторами поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции от 18.12.2006) основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации закреплены согласно приложению 11.1 к указанному Федеральному закону за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 3 статьи 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 115_ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"
В вышеназванном приложении 11.1 администратором денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт указана Федеральная налоговая служба под кодом 182 1 16 06000 01 0000 140.
Статья 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит применению при привлечении лица к административной ответственности за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
Поскольку излишне уплаченный обществом в бюджет административный штраф наложен на него в соответствии со ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то органом, обязанным принять решение о возврате суммы этого штрафа, как правильно указали суды, является соответствующая инспекция - территориальный орган Федеральной налоговой службы.
Таким образом, административный штраф не является налоговым платежом в бюджет и обязанность налогового органа осуществить возврат (зачет) излишне уплаченного (взысканного) штрафа предусмотрена не ст. 78-79 Налогового кодекса Российской Федерации, а вышеуказанными нормами бюджетного законодательства.
Вместе с тем в той части регулирования процедуры осуществления возврата (зачета) излишне уплаченной (взысканной) в бюджет суммы административного штрафа (администратором которого является Федеральная налоговая служба), которая не предусмотрена действующим бюджетным законодательством, в силу ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возможно применение ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным доводы заявителя жалобы о том, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением судами норм материального права, судом кассационной инстанции не принимаются.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.05.2007 по делу N А07-3655/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку излишне уплаченный обществом в бюджет административный штраф наложен на него в соответствии со ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то органом, обязанным принять решение о возврате суммы этого штрафа, как правильно указали суды, является соответствующая инспекция - территориальный орган Федеральной налоговой службы.
Таким образом, административный штраф не является налоговым платежом в бюджет и обязанность налогового органа осуществить возврат (зачет) излишне уплаченного (взысканного) штрафа предусмотрена не ст. 78-79 Налогового кодекса Российской Федерации, а вышеуказанными нормами бюджетного законодательства.
Вместе с тем в той части регулирования процедуры осуществления возврата (зачета) излишне уплаченной (взысканной) в бюджет суммы административного штрафа (администратором которого является Федеральная налоговая служба), которая не предусмотрена действующим бюджетным законодательством, в силу ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возможно применение ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2007 г. N Ф09-9908/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника