Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 ноября 2007 г. N Ф09-9672/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Уфы (далее - регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.08.2007 по делу N А07-9078/2007-А-ААР по заявлению регистрирующего органа к обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива") о признании недействительным решения о государственной регистрации.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Регистрирующий орган обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к ООО "Перспектива" о признании недействительным своего решения от 19.04.2007 N 1389А о государственной регистрации ООО "Перспектива" (государственный регистрационный номер 1070276003302).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.08.2007 в удовлетворении заявления отказано.
В суде апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.
Регистрирующий орган просит решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.08.2007 отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и п. 11 ст. 7 Закона "О налоговых органах Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, в регистрирующий орган от Пономаревой Е.В. 17.04.2007 поступило заявление о государственной регистрации вновь созданного юридического лица с приложением устава ООО "Перспектива", решения учредителя о создании юридического лица, квитанции об уплате государственной пошлины. В качестве адреса местонахождения лица в заявлении указан адрес: г. Уфа, ул. Новоженова, д. 86/3.
На основании данного заявления регистрирующий орган вынес решение от 19.04.2007 о государственной регистрации ООО "Перспектива" в качестве юридического лица.
В результате проведенной регистрирующим органом проверки достоверности адреса местонахождения ООО "Перспектива" составлен протокол осмотра от 22.05.2007, согласно которому ООО "Перспектива" по адресу. г. Уфа, ул. Новоженова, д. 86/3 отсутствует.
Полагая, что решение от 19.04.2007 о регистрации ООО "Перспектива" в качестве юридического лица не соответствует требованиям закона, регистрирующий орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что в обоснование своего заявления регистрирующий орган не указал, какие нарушения закона или иных правовых актов допущены при принятии решения от 19.04.2007; не представлены доказательства недостоверности сведений о местонахождении ООО "Перспектива" в качестве юридического лица на момент подачи заявления о государственной регистрации. Кроме того, суд указал, что требование регистрирующего органа не соответствуют ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку ответчик не является государственным органом и не принимал оспариваемое решение.
Вывод суда первой инстанции является правильным и соответствует материалам дела.
В силу абз. 3 п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах в Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.
Статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает права налоговых органов, однако круг этих прав не ограничен данной статьей.
Абзац 3 п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах в Российской Федерации" не утратил силу после принятия Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако решение о государственной регистрации юридического лица может быть оспорено другим налоговым органом или заинтересованным лицом.
В соответствии со ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании ненормативных актов рассматриваются арбитражным судом по заявлениям заинтересованного лица с требованием о признании недействительным ненормативного акта государственного органа по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в гл. 24 названного Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые приняли этот ненормативный акт, решение.
Таким образом, решение государственного органа может быть оспорено заинтересованным лицом. Действующим законодательством не предоставлено право государственному органу оспаривать в судебном порядке свое собственное решение.
Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.
При регистрации создаваемого юридического лица вместе с иными документами, определенными Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в регистрирующий орган подается заявление, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, сведения, содержащиеся в заявлении о государственной регистрации, достоверны (ст. 12 названного Федерального закона).
Пономарева Е.В. представила в регистрирующий орган все необходимые для осуществления государственной регистрации документы. На момент государственной регистрации ООО "Перспектива" в качестве юридического лица - 19.04.2007 - у регистрирующего органа не было доказательств недостоверности сведений о местонахождении ООО "Перспектива".
Последующее изменение местонахождения ООО "Перспектива" и несообщение об этом в налоговый орган не может служить основанием для признания недействительным решения налоговой инспекции о государственной регистрации, а является лишь основанием для решения вопроса о привлечении ООО "Перспектива" к ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
Доводы заявителя, изложенные им в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции рассмотрены и отклонены в связи с их необоснованностью.
Таким образом, в удовлетворении заявления регистрирующего органа о признании недействительным решения от 19.04.2007 о государственной регистрации ООО "Перспектива" юридического лица отказано правомерно.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.08.2007 по делу N А07-9078/2007-А-ААР оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает права налоговых органов, однако круг этих прав не ограничен данной статьей.
Абзац 3 п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах в Российской Федерации" не утратил силу после принятия Налогового кодекса Российской Федерации.
...
Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.
При регистрации создаваемого юридического лица вместе с иными документами, определенными Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в регистрирующий орган подается заявление, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, сведения, содержащиеся в заявлении о государственной регистрации, достоверны (ст. 12 названного Федерального закона)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 ноября 2007 г. N Ф09-9672/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника