Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 ноября 2007 г. N Ф09-9103/07-С6
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 марта 2008 г. N 2170/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Багаутдиновой Зульфиры Альтафовны (далее - предприниматель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1.07.2007 по делу N А07-12571/2006 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании, состоявшемся 26.11.2007, приняли участие:
предприниматель Багаутдинова З.А. (свидетельство от 23.03.2004 серия 02 N 003696526) и ее представитель Ильясов И.М. (доверенность от 26.06.2006);
представитель администрации Савалеевского сельсовета и администрации Кармаскалинского района - Бакиров Р.Р. (доверенности от 25.09.2006 N 14 и от 21.02.2007 N 97 соответственно);
представитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству (далее - комитет) - Сагатдинов А.Х. (доверенность от 22.11.2007 N 01-05-603).
В судебном заседании объявлен перерыв до 28.11.2007 до 15 ч. 30 мин. После перерыва представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явилось.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации Кармаскалинского района, комитету о признании незаконными действий ответчиков, выразившихся в отказе оформить документы на предоставление земельного участка, и обязании их в пределах своей компетенции выполнить указанные в ст. 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры предоставления земельного участка площадью 0,0091 га, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Кармаскалинский район, с. Савалеево, ул. Мира, для строительства киоска.
Определением суда от 24.05.2006 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация сельского поселения "Савалеевский сельсовет".
Определением суда от 04.07.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Архитектурно-планировочное бюро", которое в последующем исключено из числа третьих лиц, участвующих в деле (определение от 31.07.2006, т. 2, л.д. 29).
Определением суда от 19.07.2006 администрация сельского поселения "Савалеевский сельсовет" привлечена к участию в деле в качестве ответчика.
Определением суда от 31.07.2006 администрация Кармаскалинского района и комитет привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.
Определением суда от 13.12.2006 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена администрация Кармаскалинского района.
В результате уточнений заявленных требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел заявление предпринимателя о признании незаконным отказа администрации Кармаскалинского района и администрации сельского поселения "Савалеевский сельсовет" в оформлении документов на предоставление земельного участка и обязании ответчиков в пределах их компетенции выполнить процедуры предоставления земельного участка площадью 0,0091 га, расположенного по адресу: с. Савалеево, ул. Мира, для строительства киоска.
Решением суда от 10.01.2007 (резолютивная часть от 22.12.2006) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ администрации Кармаскалинского района и администрации сельского поселения "Савалеевский сельсовет" в предоставлении предпринимателю, земельного участка, расположенного по адресу: с. Савалеево, ул. Мира, для строительства торгового объекта. На администрацию Кармаскалинского района возложена обязанность в соответствии с п. 2, 4-6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации произвести выбор земельного участка в с. Савалеево, ул. Мира (на пересечении с ул. Молодежной), информировать население о предстоящем предоставлении земельного участка, оформить акт выбора участка для строительства и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта для строительства торгового помещения предпринимателем.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2007 решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано. Производство по делу в отношении комитета прекращено.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, судом нарушены положения ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не достигнуты задачи судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Как полагает предприниматель, основания для отказа предоставить ему земельный участок отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением послужило непредоставление ему испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: д. Савалеево, ул. Мира на пересечении с ул. Молодежной для установки торгового киоска. При этом, как указывает заявитель, он обращался в администрацию муниципального образования Савалеевсикй сельсовет с заявлением от 07.02.2005 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 0,090 га в д. Савалеево по ул. Молодежной, для строительства жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства (т. 1, л.д. 91). Позднее 13.10.2005 предприниматель обращался к главе администрации Кармаскалинского района с заявлениями о выделении земли в д. Савалеево по ул. Мира для строительства торгового киоска (т. 1, л.д. 10), о предоставлении в аренду земли для установки торгового киоска по адресу: д. Савалеево, ул. Мира (т. 1, л.д. 92, 93). В соответствии с письмом комитета от 05.10.2005 N 692 (т. 1, л.д. 11) предприниматель обращался в сентябре 2005 г. в комитет с заявлением о продлении срока действия договора аренды земельного участка площадью 0,005 га, находящегося в д. Савалеево по ул. Мира, под торговый киоск. Полагая, что непредоставление предпринимателю испрашиваемого им участка является отказом в таком предоставлении, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании отказа недействительным, уточнив, что считает незаконным отказ ответчиков в оформлении документов на предоставление предпринимателю земельного участка. Просил обязать ответчиков в пределах их компетенции выполнить указанные в ст. 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры предоставления ему земельного участка для строительства киоска, включая: производство выборки земельного участка по акту, информирование населения и заинтересованных лиц о предоставлении предпринимателю данного земельного участка, оформление решения о предоставлении земельного участка для строительства, заключение договора аренды, или предприниматель
просил предоставить ему письменный мотивированный отказ, разъясняющий причины, по которым ответчик не вправе выполнить указанные действия (т. 2, л.д. 12, 13).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение положений ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации ни администрацией Савалеевского сельсовета, ни администрацией Кармаскалинского района не были приняты решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта. Представленные в дело документы свидетельствуют о фактическом отказе предпринимателю в согласовании строительства на испрашиваемом земельном участке (сообщения комитета от 05.10.2005, 09.12.2005, письмо главы администрации Савалеевского сельсовета от 18.07.2006). Причины, по которым в предоставлении земельного участка может быть отказано (ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации), отсутствуют. Признавая доводы администрации о том, что данный участок должен быть свободен от застройки, так как строительство на нем не предусмотрено генеральным планом застройки, суд первой инстанции указал, что размещение торгового объекта на испрашиваемом предпринимателем участке, расположенном согласно генерального плана села Савалеево в зоне общественно-деловой застройки, не противоречит земельному законодательству (ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации) и плану существующей застройки поселения. Установив, что безусловные основания для отказа в размещении на испрашиваемом предпринимателем участке торгового киоска отсутствуют, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности такого отказа.
Апелляционный суд сделал правильный вывод о наличии оснований для отмены судебного акта и отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления (ст. 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления земельных участков в аренду для строительства установлен п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 настоящего Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Иной порядок допускается лишь в случаях, предусмотренных земельным законодательством, исключительно на торгах.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка. Решение органа местного самоуправления об утверждении акта выбора земельного участка является решением о предварительном согласовании места размещения объекта. Данное решение является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Как видно из материалов дела, предприниматель Багаутдинова З.А. не получила необходимых согласований по вопросам предоставления указанного ею земельного участка для строительства (т. 1, л.д. 94, т. 2, л.д. 1, 16, 51).
Решением главы администрации Кармаскалинского района от 15.12.2002 утверждено Положение о порядке подготовки и выдачи исходных данных на проектирование объектов недвижимости в градостроительстве и выбора земельного участка по Кармаскалинскому району Республики Башкортостан (т. 1, л.д. 109).
Указанным положением установлен порядок формирования и компетенция межведомственной комиссии по выбору земельных участков и застройке.
Согласно имеющимся в деле заключениям межведомственной комиссии от 12.09.2006 (т. 2, л.д. 48), протокол от 07.09.2006 (т. 2, л.д. 63), от 04.12.2006 (т. 2, л.д. 108) строительство магазина на указанном земельном участке невозможно.
С учетом изложенного отказ главы сельского поселения в предоставлении предпринимателю земельного участка для строительства не нарушает его права и законные интересы, поэтому оснований для удовлетворения заявления о признании его незаконным не имеется.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которые могли быть приняты в качестве оснований для отмены постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Мотивировочная часть постановления подлежит изменению в соответствии с ранее изложенным.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1.07.2007 по делу N А07-12571/2006 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, "кассационную жалобу предпринимателя Багаутдиновой Зульфиры Альтафовны - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления земельных участков в аренду для строительства установлен п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 настоящего Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
...
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2007 г. N Ф09-9103/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника