Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 ноября 2007 г. N Ф09-9738/07-С6
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 мая 2008 г. N 3638/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Ижевска Удмуртской Республики (далее - администрация г. Ижевска) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.07.2007 (резолютивная часть от 12.07.2007) по делу N А71-1753/2007.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации г. Ижевска - Фахреева Л.М. (доверенность от 15.10.2007 N 01-29-3991), Путина Т.В. (доверенность от 20.06.2007 N 01-29-2538);
территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Удмуртской Республике (далее - территориальное управление) - Бурменко О.В. (доверенность от 10.01.2007 N 3).
Администрация г. Ижевска обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к территориальному управлению, министерству имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - министерство имущественных отношений), Управлению Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике (далее - Управление регистрационной службы) о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, расположенные в черте г. Ижевска, в квартале N 106 Нагорного лесничества Ижевского опытного лесного хозяйства, а также в кварталах N 42, 67, 68, 75 Заречного лесничества Ижевского опытного лесного хозяйства, о чем 17.03.2004 выданы свидетельства о государственной регистрации права серии 18 АА N 333017 и 18 АА N 332574 соответственно.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.03.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство лесного хозяйства по Удмуртской Республике, федеральное государственное учреждение "Ижевское опытное лесное хозяйство", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике (л.д. 1-3).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.07.2007 (резолютивная часть от 12.07.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось. В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение положений ст. 7, 10, 19 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.01.1997 N 22-ФЗ). Заявитель кассационной жалобы полагает, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорные участки произведена в отсутствие правовых оснований, поскольку спорные участки находятся в черте муниципального образования "город Ижевск" и в силу прямого указания ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации не входят в лесной фонд, который является федеральной собственностью. Администрация г. Ижевска также указывает на то, что на момент регистрации за Российской Федерацией права собственности на спорные лесные участки подп. 17 п. 2 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" было установлено, что леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения, могут находиться в собственности муниципальных образований. Кроме того, администрацией г. Ижевска заявлено ходатайство о взыскании с ответчиков судебных расходов в сумме 4627 руб. 20 коп. (стоимость проезда по маршруту Ижевск - Екатеринбург и обратно - 3627 руб. 20 коп., государственная пошлина за подачу кассационной жалобы 1000 руб.).
Территориальное управление и Управление регистрационной службы представили отзывы, в которых просят решение суда оставить без изменения, считая доводы кассационной жалобы необоснованными и противоречащими закону.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на участки лесного фонда - кварталы 1-36, 38-42, 44-47, 70-77, 106, площадь 5331 га, назначение - леса первой группы, расположенные в черте г. Ижевска, Ижевское опытное лесное хозяйство, Нагорное лесничество, о чем Управлением регистрационной службы 17.03.2004 выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 18 ААN 333017 (л.д. 8).
Также за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на участки лесного фонда - кварталы N 1, 2, 3, 6, 8, 9, 12-15, 17-22, 24-31, 34-40, 42, 43-49, 59-62, 67, 68, 69-71, 75, 76, 77, площадь 5287 га, назначение - леса первой группы, расположенные в черте г. Ижевска, Ижевское опытное лесное хозяйство, Заречное лесничество, о чем Управлением регистрационной службы 17.03.2004 выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 18 АА N 332574 (л.д. 9).
Администрация г. Ижевска, полагая, что указанная регистрация произведена незаконно, поскольку границы г. Ижевска были изменены и лесные участки в квартале 106 Нагорного лесничества Ижевского опытного лесного хозяйства, а также в кварталах 42, 67, 68, 75 Заречного лесничества Ижевского опытного лесного хозяйства стали находиться в пределах муниципального образования "город Ижевск" и являться землями городских поселений, обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании зарегистрированного права собственности Российской Федерации на указанные участки недействительным.
В качестве обоснования своих требований администрация г. Ижевска указала ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.01.1997, которая действовала на момент регистрации права), которой предусмотрено, что в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений, - городские леса.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на указанные выше участки лесного фонда произведена в соответствии с нормами действовавшего в тот период законодательства. При этом суд исходил из того, что изменение границ города не влечет за собой автоматического изменения статуса земель лесного фонда, а администрация г. Ижевска не представила документы по лесоустройству и не доказала, что спорные лесные участки в установленном порядке отнесены к городским лесам.
Суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.01.1997) все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью, образуют лесной фонд.
На основании ч. 1 ст. 19 указанного Кодекса лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства (ч. 2 ст. 101 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 29.01.1997).
Из материалов дела усматривается, что регистрация права собственности Российской Федерации на спорные лесные участки, определенные материалами лесоустройства Ижевского опытного лесного хозяйства в 1995-1996 годах, произведена на основании ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации
На момент осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации такой закон отсутствовал.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1200 было установлено, что перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда, в лесах первой группы осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Подготовка документации по переводу и (или) изъятию земель осуществляется территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
Суд сделал правильный вывод о том, что закрепленное в ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации положение о том, что в лесной фонд не входят земли городских поселений, само по себе не изменяет правового статуса лесных участков лесного фонда, оказавшихся расположенными на землях городских поселений в связи с расширением города.
Нахождение лесов указанной категории на землях городских поселений является только основанием для начала процедуры перевода их в нелесные земли и (или) изъятия из земель лесного фонда.
Администрацией г. Ижевска в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства того, что спорные участки перешли в состав городских земель.
Кроме того, материалами дела не подтверждается факт изменения границ данного муниципального образования.
Таким образом, судом правомерно отказано в удовлетворении исковых требований о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда в квартале N 106 Нагорного лесничества Ижевского опытного лесного хозяйства, а также в кварталах N 42, 67, 68, 75 Заречного лесничества Ижевского опытного лесного хозяйства.
Изложенные в кассационной жалобе доводы администрации г. Ижевска судом кассационной инстанции отклоняются в силу вышеизложенного.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, при рассмотрении дела допущено не было.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение отмене не подлежит, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные участвующими в деле лицами, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом того, что обжалуемое решение оставлено без изменения, оснований для удовлетворения ходатайства администрации г. Ижевска о взыскании с ответчиков судебных расходов в сумме 4627 руб. 20 коп. у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.07.2007 (резолютивная часть от 12.07.2007) по делу N А71-1753/200 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Ижевска Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На момент осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации такой закон отсутствовал.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1200 было установлено, что перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда, в лесах первой группы осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Подготовка документации по переводу и (или) изъятию земель осуществляется территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
Суд сделал правильный вывод о том, что закрепленное в ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации положение о том, что в лесной фонд не входят земли городских поселений, само по себе не изменяет правового статуса лесных участков лесного фонда, оказавшихся расположенными на землях городских поселений в связи с расширением города."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2007 г. N Ф09-9738/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника