Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 ноября 2007 г. N Ф09-8695/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.07.2007 (резолютивная часть от 24.07.2007) по делу N А76-364/2007. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: федеральное государственное учреждение "Миасский лесхоз", Агентство лесного хозяйства Челябинской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее - управление ФРС), Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Челябинской области", Главное управление лесами Челябинской области, Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Администрация муниципального образования "Миасский городской округ" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением территориальному управлению об исключении из земель категории "лесной фонд" кварталов N 2, 30, 31, 39, 40, 46, 47, 54, 55, 56, 70, 72 Тургоякского лесничества Миасского лесхоза общей площадью 1138 га; кварталов N 4, 5, 9, 10, 11, 16, 17, 46, 56 Городского лесничества Миасского лесхоза общей площадью 567 га; кварталов N 1-5, 26-28, 39, 40, 157, 159 Миасского лесничества Миасского лесхоза общей площадью 1115 га (согласно материалам лесоустройства), субъектом права собственности на которые является Российская Федерация (свидетельство о государственной регистрации от 31.12.2003), а также о признании указанных кварталов землями населенных пунктов муниципального образования "Миасский городской округ" (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.07.2007 (резолютивная часть от 24.07.2007) исковые требования удовлетворены. Из земель категории "лесной фонд" исключены кварталы N 2, 30, 31, 39, 40, 46, 47, 54, 55, 56, 70, 72 Тургоякского лесничества Миасского лесхоза общей площадью 1138 га; кварталы N 4, 5, 9, 10, 11, 16, 17, 46, 56 городского лесничества Миасского лесхоза общей площадью 567 га; кварталы N 1-5, 26-28, 39, 40, 157, 159 Миасского лесничества Миасского лесхоза общей площадью 1115 га. Указанные кварталы признаны землями населенных пунктов.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, территориальное управление просит решение суда от 27.07.2007 отменить, ссылаясь на нарушение судом положений ст. 84, п. 4 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Заявитель указывает на то, что включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение права собственности на данные участки, а также отмечает, что действующее законодательство не предусматривает судебного порядка перевода земель лесного фонда в земли поселений, перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ст. 10 Устава муниципального образования "Город Миасс", принятого Миасским городским Советом депутатов 20.01.2000, территория муниципального образования "Город Миасс" определена в границах единицы административно-территориального устройства Челябинской области "город областного значения Миасс", установленных указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.03.1943, решением Челябинского областного Совета народных депутатов от 19.12.1991 N 241, постановлением Челябинской областной Думы от 17.11.1996 N 77 и составляет 1749 кв.км.
Из прилагаемого к Закону Челябинской области от 26.08.2004 N 261-30 описания границ следует, что границы Миасского городского округа совпадают с территорией муниципального образования "Город Миасс", определенной в границах единицы административно-территориального устройства Челябинской области "город областного значения Миасс", установленных указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.03.1943, решением Челябинского областного Совета народных депутатов от 19.12.1991 N 241, постановлением Челябинской областной Думы от 17.11.1996 N 77.
Указанные документы свидетельствуют о включении в границы городского округа территории, превышающей пределы существующей застройки, занятой лесами.
Постановлением главы администрации от 23.07.2007 N 838 утвержден проект границ составного земельного участка из земель населенных пунктов под лесопарковой зоной, находящейся в Тургоякском лесничестве, Миасском лесничестве и Городском лесничестве Миасского лесхоза в Миасском городском округе общей площадью 2820,1 га.
Как установлено судом, сопоставление схем границ Миасского городского округа, проекта границ составного земельного участка с планом-схемой лесного фонда Городского лесничества Миасского лесхоза Челябинской области, планом-схемой лесного фонда Миасского лесничества Миасского лесхоза Челябинской области, кадастровый план Тургоякского лесничества Миасского лесхоза Челябинской области - кварталы N 1-72, а также материалы лесоустройства данного лесничества свидетельствуют о наложении границ Миасского городского округа с кварталами N 2, 30, 31, 39, 40, 46, 47, 54, 55, 56, 70, 72 Тургоякского лесничества Миасского лесхоза общей площадью 1138 га; кварталами N 4, 5, 9, 10, 11, 16, 17, 46, 56 городского лесничества Миасского лесхоза общей площадью 567 га; кварталами N 1-5, 26-28, 39, 40, 157, 159 Миасского лесничества Миасского лесхоза общей площадью 1115 га.
Согласно письму областного государственного учреждения "Миасский лесхоз" от 14.06.2007 N 238 подтверждается вхождение спорных кварталов в границы Миасского городского округа.
Основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на единое землепользование (землевладение) площадью 123578310 кв.м (земли лесного фонда), расположенное по адресу: Челябинская область, г. Миасс, Тургоякское лесничество Миасского лесхоза, кварталы 1-72, на участок лесного фонда площадью 86650000 кв.м (земли лесного фонда), расположенный по адресу: Челябинская область, г. Миасс, Городское лесничество Миасского лесхоза, кварталы N 1-83, на участок лесного фонда площадью 178235100 кв.м (земли лесного фонда), расположенный по адресу: Челябинская область, г. Миасс, Миасское лесничество Миасского лесхоза, кварталы N 1-166 послужили материалы лесоустройства - ведомости поквартальных итогов распределения площади лесного фонда и планы-схемы лесхозов. Государственная регистрация права подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 109, 117, 120).
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации произведена на основании ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что спорные участки являлись землями поселений в силу положений ст. 70, 71 Земельного кодекса РСФСР, действовавших на дату утверждения границ городской черты и определяющих, что в состав земель городов входят земли, занятые городскими лесами, администрация обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 7, 10 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 г., действовавшего на момент государственной регистрации права собственности на спорные участки лесного фонда) все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Из содержания указанных норм права следует, что к лесам, не входящим в лесной фонд, относятся в том числе леса, находящиеся на землях городских и сельских поселений.
Согласно ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 г.) лесной фонд находится в федеральной собственности. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
Поскольку земельные участки - кварталы N 2, 30, 31, 39, 40, 46, 47, 54, 55, 56, 70, 72 Тургоякского лесничества Миасского лесхоза общей площадью 1138 га; кварталы N 4, 5, 9, 10, 11, 16, 17, 46, 56 городского лесничества Миасского лесхоза общей площадью 567 га; кварталы N 1-5, 26-28, 39, 40, 157, 159 Миасского лесничества Миасского лесхоза общей площадью 1115 га - расположены в границах г. Миасс, данные участки являлись землями поселений в силу действующих в тот период ст. 30 Основ земельного законодательства СССР и ст. 80, 81 Земельного Кодекса РСФСР 1970 года, суд пришел к обоснованному вывод у о том, что отнесение таких участков к лесному фонду противоречит положениям ст. 7, 10 Лесного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8, 11, 14 Федерального закона "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда и земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется в связи с установлением или изменением черты поселений. Земельные участки, расположенные в черте поселений, подлежат отнесению к землям поселений (п. 5 ст. 14 названного Закона).
В силу ст. 8 Федерального закона "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" установление границ населенных пунктов является переводом земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Следовательно, вывод суда о том, что перевод земель осуществлен одновременно с установлением границы г. Миасс, является правильным.
При таких обстоятельствах судом сделан правомерный вывод о том, что спорные кварталы имеют статус городских лесов, находящихся на землях поселений.
В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований является государственной собственностью.
На основании п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Установив, что кварталы N 2, 30, 31, 39, 40, 46, 47, 54, 55, 56, 70, 72 Тургоякского лесничества Миасского лесхоза; кварталы N 4, 5, 9, 10, 11, 16, 17, 46, 56 городского лесничества Миасского лесхоза; кварталы N 1-5, 26-28, 39, 40, 157, 159 Миасского лесничества Миасского лесхоза, являясь городскими лесами, не относятся к лесному фонду, суд правомерно отметил, что распоряжение указанными земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям поселений, черта которых установлена до дня вступления в силу названного Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.
С учетом этого суд обоснованно удовлетворил исковые требования об исключении спорных кварталов из категории "лесной фонд" и признании их землями населенных пунктов.
С учетом изложенного, доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования норм процессуального права соблюдены, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.07.2007 (резолютивная часть от 24.07.2007) по делу N А76-364/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований является государственной собственностью.
На основании п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
...
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям поселений, черта которых установлена до дня вступления в силу названного Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 ноября 2007 г. N Ф09-8695/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника