Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 декабря 2007 г. N Ф09-10414/07-С4
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 марта 2008 г. N 3175/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод" (далее - общество "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2007 по делу Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-3230/2007-А-РСА по заявлению общества "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод" к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы, третье лицо - Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1, о признании недействительными решения налогового органа и записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - государственный реестр).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод" - Гимадрисламов И.Н. (доверенность от 01.01.2007 N с/2/146/07/юр);
Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - Киреева К.А. (доверенность от 04.09.2007 N 75);
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан - Родионов К.Б. (доверенность от 14.08.2007 N 1434);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - Родионов К.Б. (доверенность от 06.12.2007 N 01/277-11/109393), Алмаев А.Р. (доверенность от 10.12.2007 N 01/277-11/109927), Чернов И.В. (доверенность от 11.09.2007).
В судебном заседании Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан заявлено ходатайство о правопреемстве в порядке, предусмотренном ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором заявитель указывает на то, что согласно приказу Федеральной налоговой службы от 10.05.2007 N ММ-3-15/288 и приказу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 24.05.2007 N 15-04/36 Инспекция Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы реорганизована путем слияния с правопреемством в отношении задач, функций, прав и обязанностей в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте; правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Суд кассационной инстанции, исследовав представленные в обоснование ходатайства документы: приказ Федеральной налоговой службы от 10.05.2007 N ММ-3-15/288 "О структуре Управления ФНС России по Республике Башкортостан" и приказ Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 24.05.2007 N 15-04/36 "О реорганизации территориальных органов ФНС России в Республике Башкортостан", считает, что ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению. На основании изложенного следует произвести замену заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы на ее правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан.
Общество "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод", являясь учредителем общества с ограниченной ответственностью "Башкирский капитал" (далее - общество "Башкирский капитал"), обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 10.01.2007 N 07-11/00093@ "Об отмене решения регистрирующего органа о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией" и признании недействительной записи в государственном реестре под N 2070277000011 об отмене записи под N 2060277139976 о государственной регистрации прекращения деятельности общества "Башкирский капитал" в связи с его ликвидацией по решению суда.
Решением суда от 27.03.2007 требования заявителя удовлетворены: решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 10.01.2007 N 07-11/00093@ "Об отмене решения регистрирующего органа о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией" и запись в государственном реестре под N 2070277000011 об отмене записи под N 2060277139976 о государственной регистрации прекращения деятельности общества "Башкирский капитал" в связи с его ликвидацией по решению суда признаны недействительными.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2007 решение суда отменено; в удовлетворении требования о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 10.01.2007 N 07-11/00093@ "Об отмене решения регистрирующего органа о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией" отказано; в части признания недействительной записи в государственном реестре под N 2070277000011 об отмене записи под N 2060277139976 о государственной регистрации прекращения деятельности общества "Башкирский капитал" в связи с его ликвидацией по решению суда производство по делу прекращено.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции неправильно применил положения ст. 9 Федерального закона "О налоговых органах", поскольку нормы налогового законодательства, регулирующие властные отношения, не должны применяться к отношениям, возникающим при осуществлении регистрационной деятельности, порядок осуществления которой регулируется Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; исходя из норм, содержащихся в ст. 9, 18, 19 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регистрирующему органу не предоставлены полномочия на внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, как по собственной инициативе, так и на основании решения вышестоящего налогового органа. Заявитель кассационной жалобы считает, что государственная регистрация путем внесения записи в государственный реестр касается сферы предпринимательской деятельности, в связи с чем требование о признании недействительной записи, внесенной в государственный реестр, может быть предметом рассмотрения арбитражного суда, производство по делу в части признания недействительной записи судом апелляционной инстанции прекращено неправомерно.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 16.05.2006 внеочередным собранием участников общества "Башкирский капитал", одним из участников которого является общество "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод", принято решение о его ликвидации; 13.09.2006 в регистрирующий орган (Инспекцию Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы) обществом "Башкирский капитал" подано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с приложением ликвидационного баланса, составленного ликвидационной комиссией и утвержденного участниками общества на собрании 11.09.2006.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы решением от 20.09.2006 отказала обществу в государственной регистрации в связи с выявленным несоответствием содержания представленных документов требованиям, установленным ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в связи с недостоверностью сведений, отраженных в ликвидационном балансе.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2006 по делу N А07-22962/06-А-ААД решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы от 20.09.2006 признано недействительным, суд обязал произвести государственную регистрацию общества "Башкирский капитал" в связи с его ликвидацией.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы 29.12.2006 принято решение N 10615Б о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению суда, в государственный реестр внесена соответствующая запись под N 2060277139976.
Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан на основании ст. 9 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" принято решение от 10.01.2007 N 07-11/00093@ "Об отмене решения регистрирующего органа о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией", которым отменено решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы от 29.12.2006 N 10615Б как не соответствующее Конституции Российской Федерации, Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" со ссылкой, в том числе на то, что в отношении общества "Башкирский капитал" Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 проведена выездная налоговая проверка, в результате которой выявлена неуплата налогов в сумме 29676898087 руб., в связи с чем ликвидация общества "Башкирский капитал" с неисполненной обязанностью по уплате налогов влечет получение данным лицом необоснованной налоговой выгоды и, как следствие, нарушение баланса частных и публичных интересов.
Регистрирующим органом в государственный реестр внесена запись под N 2070277000011 об отмене записи под N 2060277139976 о государственной регистрации прекращения деятельности общества "Башкирский капитал" в связи с его ликвидацией по решению суда.
Полагая, что Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан не вправе своим решением отменять решение регистрирующего органа, поскольку ликвидация юридического лица произошла по решению суда, все требования действующего законодательства при ликвидации были выполнены, общество "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 10.01.2007 N 07-11/00093@, а также о признании недействительной записи в государственном реестре под N 2070277000011 об отмене записи под N 2060277139976 о государственной регистрации прекращения деятельности общества "Башкирский капитал" в связи с его ликвидацией по решению суда.
Суд первой инстанции в полном объеме удовлетворил требования общества "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод", исходя из того, что регистрирующему органу не предоставлены полномочия на внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, по собственной инициативе; аннулирование записей при отсутствии такого волеизъявления юридического лица является нарушением его прав и законных интересов; отношения по государственной регистрации и ведению государственного реестра не являются налоговыми, вышестоящий налоговый орган не вправе вмешиваться в деятельность регистрирующих органов.
Отменив решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении требования о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 10.01.2007 N 07-11/00093@, исходя из того, что указанное решение принято законно, в рамках полномочий, предоставленных ст. 9 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.09.2007 по делу N А07-22962/06-А-ААД признано законным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы от 20.09.2006 об отказе в государственной регистрации ликвидации общества "Башкирский капитал", оспариваемое решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 10.01.2007 N 07-11/00093@ не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов вправе обратится заинтересованное лицо, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия судом решения об удовлетворении требований заявителя о признании незаконными решений или действий (бездействия) государственного органа являются одновременно как их несоответствие закону, так и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации "О налоговых органах" вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным актам.
Установив, что ликвидация общества "Башкирский капитал" проведена с нарушением требований действующего законодательства, управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан на основании ст. 9 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" приняло решение от 10.01.2007 N 07-11/00093@, которым отменила решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы от 29.12.2006 N 10615Б как не соответствующее Конституции Российской Федерации, Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Кроме того, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.09.2007 отменено решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2006 по делу N А07-22962/06-А-ААД, на основании которого Инспекцией Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы 29.12.2006 было принято решение N 10615Б о государственной регистрации прекращения деятельности общества "Башкирский капитал" в связи с его ликвидацией. Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.09.2007 признано законным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы от 20.09.2006 об отказе в государственной регистрации ликвидации общества "Башкирский капитал".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан принято в рамках предоставленных ему полномочий, законность действий Управления подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.09.2007, оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем основания для признания его недействительным в соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что положения ст. 9 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" в данном случае не подлежат применению, поскольку нормы налогового законодательства, регулирующие властные отношения, не должны применяться к отношениям, возникающим при осуществлении регистрационной деятельности, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Суд апелляционной инстанции, исходя из положений ст. 1, 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", обоснованно указал на то, что вопросы регистрации поручены системе налоговых органов как централизованной системе, что предполагает контроль вышестоящих звеньев над нижестоящими, действующее законодательство не предусматривает ограничений для применения вышестоящими органами положений ст. 9 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", которая применяется для всех видов деятельности, где Федеральная налоговая служба осуществляет свои полномочия, в том числе в сфере государственной регистрации.
Ссылка общества "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод" на неправомерное прекращение судом апелляционной инстанции производства по делу в части признания недействительной записи в государственном реестре отклоняется.
Суд апелляционной инстанции обоснованно прекратил производство по делу в части признания недействительной записи в государственном реестре ввиду неподведомственности, поскольку запись в государственном реестре не является ненормативным актом органов государственной власти, в связи с чем она не может быть оспорена в соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возможность признания ее недействительной не предусмотрена ни ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни положениями Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей".
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, постановление суда апелляционной инстанции является законным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2007 по делу N А07-3230/2007-А-РСА Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, исходя из положений ст. 1, 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", обоснованно указал на то, что вопросы регистрации поручены системе налоговых органов как централизованной системе, что предполагает контроль вышестоящих звеньев над нижестоящими, действующее законодательство не предусматривает ограничений для применения вышестоящими органами положений ст. 9 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", которая применяется для всех видов деятельности, где Федеральная налоговая служба осуществляет свои полномочия, в том числе в сфере государственной регистрации.
...
Суд апелляционной инстанции обоснованно прекратил производство по делу в части признания недействительной записи в государственном реестре ввиду неподведомственности, поскольку запись в государственном реестре не является ненормативным актом органов государственной власти, в связи с чем она не может быть оспорена в соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возможность признания ее недействительной не предусмотрена ни ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни положениями Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 декабря 2007 г. N Ф09-10414/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника