Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округаот 20 декабря 2007 г. N Ф09-10555/07 по делу N А07-15606/2005
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 августа 2008 г. N Ф09-10555/07-С4 отказано в пересмотре настоящего постановления по вновь открывшимся обстоятельствам
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 апреля 2008 г. N 3201/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 июля 2005 г. N Ф09-3078/05-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Мальцевой Т.С.,
судей Дядченко Л.В., Кондратьевой Л.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан (далее - ФНС России) на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2007 о прекращении производства по делу N А07-15606/05-Г-ФЛЕ и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2007 по тому же делу по заявлению ФНС России о признании закрытого акционерного общества "Ишимбайстрой" (далее - ЗАО "Ишимбайстрой") несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании приняли участие представители ФНС России - Хисматуллин Р.З. (доверенность от 03.08.2007), Саблин В.Е. (доверенность от 31.08.2007).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
ФНС России обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании ЗАО "Ишимбайстрой" несостоятельным (банкротом) и включении в третью очередь реестра требований кредиторов ЗАО "Ишимбайстрой" ее требований об уплате недоимки в сумме 13160341 руб. и пеней в сумме 2557513 руб. и штрафов в сумме 2684254 руб. 60 коп. (с учетом уточнения размера требований).
Определением суда от 23.03.2007 в удовлетворении требований ФНС России о введении наблюдения отказано, производство по делу прекращено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2007 определение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ФНС России просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку решения об обращении взыскания на денежные средства и имущество должника вынесены Межрайонной инспекцией ФНС России N 25 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) в установленные законом сроки.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Ишимбайстрой" по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов за период с 01.01.2001 по 31.12.2003. По результатам проверки составлен акт от 29.11.2004 N 000308 и вынесено решение от 08.02.2005 N 000010, согласно которому ЗАО "Ишимбайстрой" начислены налоги в сумме 13701216 руб., пени в сумме 2670340 руб. и штрафы в сумме 2792833 руб. Должнику направлено требование об уплате налога от 16.02.2005 N 944, неисполнение которого в установленный срок до 26.02.2005 послужило основанием для вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика от 10.03.2005 N 452. В связи с неисполнением указанного требования и инкассовых поручений инспекцией вынесены решение от 23.03.2005 N 56 и постановление от 23.03.2005 N 54 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет имущества налогоплательщика, на основании которых судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство.
Заявление ФНС России о признании ЗАО "Ишимбайстрой" несостоятельным (банкротом) принято арбитражным судом к производству определением от 30.05.2005. Определением суда от 22.08.2005 производство по делу приостановлено до вступления в силу окончательного судебного акта по делу N А07-8214/05.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.05.2006 по делу N А07-8214/05 заявление ЗАО "Ишимбайстрой" о признании недействительным решения инспекции от 08.02.2005 N 000010 удовлетворено в части признания недействительным этого решения по начислению налога на добавленную стоимость в сумме 1268061 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа, встречное заявление инспекции удовлетворено в части взыскания с ЗАО "Ишимбайстрой" штрафов в сумме 2539221 руб. Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.09.2006 решение суда изменено, решение инспекции признано недействительным в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 542892 руб., пеней в соответствующей сумме и штрафа в сумме 108578 руб. 40 коп., встречное заявление инспекции удовлетворено в части взыскания с ЗАО "Ишимбайстрой" штрафов в сумме 2684254 руб. 60 коп.
Определением суда от 18.08.2006 производство по настоящему делу возобновлено.
Отказывая во введении в отношении ЗАО "Ишимбайстрой" наблюдения и прекращая производство по делу, суд руководствовался абз. 5 п. 1 ст. 57 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и исходил из несоблюдения ФНС России предусмотренного законом порядка взыскания задолженности. При этом суд установил, что требование об уплате налога и решение о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика инспекцией должнику вручены, однако доказательства направления в банк инкассовых поручений на перечисление задолженности в бюджет и направления в адрес должника решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет имущества налогоплательщика суду не представлены.
Указанные выводы суда нельзя признать обоснованными.
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.
Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Таким образом, для целей возбуждения дела о банкротстве учитываются только те требования об уплате обязательных платежей, которые подтверждены решениями налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 разъяснено, что решение о взыскании задолженности за счет имущества должника, а также то обстоятельство, что указанное решение не было оспорено на момент подачи заявления о признании должника банкротом, не являются безусловными доказательствами, свидетельствующими об обоснованности предъявленных требований. При заявлении должником в отношении этих требований возражений по существу уполномоченный орган должен доказать задолженность по обязательным платежам путем представления доказательств, содержащих данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки.
Из материалов дела следует, что решение о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика от 10.03.2005 N 452 вынесено инспекцией в установленный п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации 60-дневный срок после истечения срока исполнения требования об уплате налога от 16.02.2005 N 944 - 26.02.2005. В этот же срок инспекцией вынесены решение от 23.03.2005 N 56 и постановление от 23.03.2005 N 54 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет имущества налогоплательщика. Следовательно, установленные законом сроки и порядок взыскания задолженности инспекцией соблюдены, требования ФНС России об уплате обязательных платежей подтверждены решением о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Кроме того, размер задолженности установлен вступившим в законную силу постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.09.2006 по делу N А07-8214/05 и составляет не менее чем сто тысяч рублей.
С учетом изложенного при рассмотрении обоснованности требований ФНС России к ЗАО "Ишимбайстрой" по вопросу введения в отношении должника процедуры наблюдения (ст. 48 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") у суда отсутствовали основания для прекращения производства по делу.
Вместе с тем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат, поскольку в материалах дела содержится определение Арбитражного суда Республики Башкортостан о введении наблюдения в отношении ЗАО "Ишимбайстрой" по делу N А07-4134/07 по заявлению конкурсного кредитора общества с ограниченной ответственностью "Салаватское монтажное управление". Данным определением в третью очередь реестра требований кредиторов включены требования общества с ограниченной ответственностью "Салаватское монтажное управление" в сумме 1 522 055 руб. 24 коп.
Таким образом, на день рассмотрения кассационной жалобы в Арбитражном суде Республики Башкортостан находится на рассмотрении дело о признании ЗАО "Ишимбайстрой" несостоятельным (банкротом), а наличие двух дел о банкротстве повлечет правовую неопределенность в положении участников этих дел. Кроме того, ФНС России вправе заявить свое требование к ЗАО "Ишимбайстрой" в деле N А07-4134/07 в порядке, предусмотренном ст. 71, 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", реализовав свои полномочия по представлению в делах о банкротстве требований об уплате обязательных платежей.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2007 по делу N А07-15606/05-Г-ФЛЕ и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Мальцева |
Судьи |
Л.В. Дядченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что решение о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика от 10.03.2005 N 452 вынесено инспекцией в установленный п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации 60-дневный срок после истечения срока исполнения требования об уплате налога от 16.02.2005 N 944 - 26.02.2005. В этот же срок инспекцией вынесены решение от 23.03.2005 N 56 и постановление от 23.03.2005 N 54 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет имущества налогоплательщика. Следовательно, установленные законом сроки и порядок взыскания задолженности инспекцией соблюдены, требования ФНС России об уплате обязательных платежей подтверждены решением о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Кроме того, размер задолженности установлен вступившим в законную силу постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.09.2006 по делу N А07-8214/05 и составляет не менее чем сто тысяч рублей.
С учетом изложенного при рассмотрении обоснованности требований ФНС России к ЗАО "Ишимбайстрой" по вопросу введения в отношении должника процедуры наблюдения (ст. 48 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") у суда отсутствовали основания для прекращения производства по делу.
Вместе с тем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат, поскольку в материалах дела содержится определение Арбитражного суда Республики Башкортостан о введении наблюдения в отношении ЗАО "Ишимбайстрой" по делу N А07-4134/07 по заявлению конкурсного кредитора общества с ограниченной ответственностью "Салаватское монтажное управление". Данным определением в третью очередь реестра требований кредиторов включены требования общества с ограниченной ответственностью "Салаватское монтажное управление" в сумме 1 522 055 руб. 24 коп.
Таким образом, на день рассмотрения кассационной жалобы в Арбитражном суде Республики Башкортостан находится на рассмотрении дело о признании ЗАО "Ишимбайстрой" несостоятельным (банкротом), а наличие двух дел о банкротстве повлечет правовую неопределенность в положении участников этих дел. Кроме того, ФНС России вправе заявить свое требование к ЗАО "Ишимбайстрой" в деле N А07-4134/07 в порядке, предусмотренном ст. 71, 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", реализовав свои полномочия по представлению в делах о банкротстве требований об уплате обязательных платежей."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 декабря 2007 г. N Ф09-10555/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 августа 2008 г. N Ф09-10555/07-С4 отказано в пересмотре настоящего постановления по вновь открывшимся обстоятельствам