Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 декабря 2007 г. N Ф09-10668/07-С3
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 2008 г. N 4152/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) в лице Западно-Уральского банка Сберегательного банка Российской Федерации в интересах Кунгурского отделения N 1638 (далее - банк, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2007 по делу N А50-6969/07 Арбитражного суда Пермского края.
В судебном заседании приняли участие представители:
банка - Перевалов М.П. (доверенность от 23.11.2007 N 100-2428), Орлов С.Г. (доверенность от 21.11.2007 N 90-2326);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) - Доронин Ю.В. (доверенность от 15.03.2007 N 5040).
Банк обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 04.05.2007 N 11-28/4640 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 29.08.2006 заявленные требования банка удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции от 04.05.2007 N 11-28/4640 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекция обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2007 решение отменено. В удовлетворении заявленных требований банку отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, банк просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на нарушение апелляционным судом п. 2 ст. 86, ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией в связи с проведением контрольных мероприятий в отношении налогоплательщика - общества с ограниченной ответственностью "Уникс" (далее - ООО "Уникс") в адрес банка направлен мотивированный запрос от 14.02.2007 N 91 о предоставлении выписки по операциям на счете ООО "Уникс" за 2006 г. Запрошенные документы представлены банком 09.03.2007.
Решением инспекции от 04.05.2007 N 11-28/4640 банк привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 10000 руб. за непредставление запрашиваемых документов в 5-дневный срок.
Считая принятое решение налогового органа незаконным, банк обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что инспекцией не представлено достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о совершении банком виновных действий по непредставлению запрошенных документов в установленный законодательством срок.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходил из наличия в действиях банка состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом апелляционным судом указано, что инспекцией правомерно, в рамках своей компетенции направлен банку мотивированный запрос о представлении информации, соответствующий требованиям письма Федеральной налоговой службы России от 30.08.2006 N САЭ-6-06/87.
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Согласно п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Указанная в настоящем пункте информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
В соответствии с п. 1 ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в установленный указанным Кодексом срок влечет ответственность в виде взыскания штрафа в размере 10000 руб.
В силу п. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" от 21.03.1991 N 943-1 налоговые органы наделены правом получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
Законодателем установлена безусловная обязанность банка представлять по мотивированному запросу налогового органа документы, необходимые для осуществления налогового контроля. Указанное соответствует правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 14.12.04 N 453-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Акционерный банк "Энергобанк" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации".
Апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждается, что банку в связи с осуществлением налогового контроля направлен мотивированный запрос, в котором заявителю предложено представить в инспекцию выписку по операциям на счете ООО "Уникс" за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 о движении денежных средств на счете организации в течение пяти дней с момента получения запроса.
В силу вышеназванных норм налогового законодательства, банк обязан представить запрошенные документы в установленный законодательством срок.
Поскольку факт совершения банком налогового правонарушения подтвержден материалами дела, заявитель правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы банка, изложенные в кассационной жалобе, противоречат положениям, установленным п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации, по существу направлены на переоценку исследованных апелляционным судом доказательств, в связи с чем судом кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняются.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не находит.
В силу ст. 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для возмещения заявителю кассационной жалобы судебных расходов по уплате государственной пошлины и судебных издержек не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2007 по делу N А50-6969/07 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Западно-Уральского банка Сберегательного банка Российской Федерации в интересах Кунгурского отделения N 1638 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" от 21.03.1991 N 943-1 налоговые органы наделены правом получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
Законодателем установлена безусловная обязанность банка представлять по мотивированному запросу налогового органа документы, необходимые для осуществления налогового контроля. Указанное соответствует правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 14.12.04 N 453-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Акционерный банк "Энергобанк" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации".
...
Поскольку факт совершения банком налогового правонарушения подтвержден материалами дела, заявитель правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 декабря 2007 г. N Ф09-10668/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника