Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 декабря 2007 г. N Ф09-9838/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газнадзор" Западно-Уральский Газотехнический центр (далее - общество "Газнадзор") на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.07.2007 (резолютивная часть от 26.06.2007) по делу N А50-21221/2006 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители общества "Газнадзор" - Большаков С.А., начальник (Положение от 14.07.1999, доверенность от 12.12.2006 N 142); Львова Ю.Ю., адвокат (доверенность от 18.01.2007).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми, Департаменту финансов администрации г. Перми о зачете стоимости работ по проведению капитального ремонта встроенных помещений нежилого здания в сумме 800480 руб. 57 коп. в счет будущих платежей по договору аренды объекта муниципального фонда от 13.10.2003 N 2293-03С, заключенному между Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми и обществом "Газнадзор".
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец уточнил исковые требования, просил взыскать с казны муниципального образования г. Пермь в лице Департамента финансов администрации г. Перми стоимость работ по капитальному ремонту - 800480 руб. 50 коп.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено муниципальное учреждение "Обеспечение эксплуатации, содержания и обслуживания нежилого муниципального фонда" (далее - учреждение "Обеспечение эксплуатации, содержания и обслуживания нежилого муниципального фонда").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.07.2007 (резолютивная часть от 26.06.2007) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2007 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Газнадзор" просит решение и постановление отменить, дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзывах на кассационную жалобу Департамент имущественных отношений администрации г. Перми и Департамент финансов администрации г. Перми просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения ввиду необоснованности доводов заявителя.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 13.10.2003 между Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми (арендодатель), учреждением "Обеспечение эксплуатации, содержания и обслуживания нежилого муниципального фонда" (балансодержатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды N 2293-03С, в соответствии с которым последнему по акту приема-передачи передан в аренду объект нежилого муниципального фонда в виде встроенных помещений нежилого здания, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Запорожская, 11а, общей площадью 351,4 кв.м на срок с 01.10.2003 по 01.10.2013.
Из акта приема-передачи от 01.10.2003 следует, что по всему периметру стен помещения требуется ремонт, замена оконных рам и ремонт кровли.
В связи с непригодностью для использования переданных в аренду помещений, которая подтверждается актом обследования помещений от 25.11.2003, составленным комиссией, состоящей из представителей муниципального учреждения "Технадзор за капитальным ремонтом", Департамента имущественных отношений администрации г. Перми, учреждения "Обеспечение эксплуатации, содержания и обслуживания нежилого муниципального фонда" и арендатора, истцом в течение 2004-2005 гг. за счет собственных средств произведен капитальный ремонт помещений на общую сумму 800480 руб. 57 коп.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца на основании абз. 4 п. 1 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации в арбитражный суд с требованием о взыскании стоимости работ по проведению капитального ремонта (с учетом уточнения исковых требований).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, правомерно исходил из следующего.
В силу п. 1 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
В соответствии с п. 3.2.2 договора аренды от 13.10.2003 N 2293-03С обязанность производить капитальный ремонт возложена на балансодержателя.
Согласно п. 5.5 указанного договора стоимость работ, относящихся к капитальному ремонту и не связанных с деятельностью арендатора, проведенных арендатором в течение срока действия данного договора по предварительному согласованию с арендодателем, засчитывается в счет арендной платы в порядке, утвержденном постановлением главы города.
В письме от 06.11.2003 N 19-20-22474 Департамент имущественных отношений администрации г. Перми указал, что согласовывает проведение капитального ремонта спорного объекта за счет арендатора в соответствии с постановлением главы г. Перми от 22.02.2001 N 66 при условии соблюдения порядка проведения капитального ремонта нежилых помещений, утвержденного постановлением главы г. Перми от 11.11.2002 N 3141.
Установив, что истцом не было представлено достаточных доказательств соблюдения установленного порядка проведения капитального ремонта, в частности, выполнения требований о необходимости согласования приемки выполненных работ по капитальному ремонту помещения специалистами арендодателя, балансодержателя и муниципального учреждения "Технадзор за капитальным ремонтом" с оформлением промежуточных актов приемки выполненных работ и окончательного акта рабочей комиссии, предусмотренных разделом 2 Положения о порядке проведения капитального ремонта муниципальных нежилых помещений силами арендаторов в счет арендной платы, утвержденного постановлением главы г. Перми от 11.11.2002 N 3141, а также относимости произведенных работ к разряду работ капитального ремонта, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции обоснованно признал отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований правильным, однако при этом указал, что спор рассмотрен судом первой инстанции исходя из первоначально заявленных исковых требований, без учета их уточнения в заявлении от 12.04.2007 N 30/32-339.
Данные выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать обоснованными. В частности, ссылка суда апелляционной инстанции на протокол судебного заседания от 14.05.2007 как доказательство того, что судом первой инстанции уточнение исковых требований не принято, не соответствует материалам дела - в протоколе содержится указание на уточненные исковые требования (л.д. 134).
Между тем ошибочные выводы суда апелляционной инстанции не привели к принятию неправильного судебного акта.
Доводы заявителя кассационной жалобы о соблюдении обществом "Газнадзор" порядка проведения капитального ремонта направлены на переоценку доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, при рассмотрении дела судами допущено не было.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение и постановление отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 05.07.2007 (резолютивная часть от 26.06.2007) по делу N А50-21221/2006 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газнадзор" Западно-Уральский Газотехнический центр - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В письме от 06.11.2003 N 19-20-22474 Департамент имущественных отношений администрации г. Перми указал, что согласовывает проведение капитального ремонта спорного объекта за счет арендатора в соответствии с постановлением главы г. Перми от 22.02.2001 N 66 при условии соблюдения порядка проведения капитального ремонта нежилых помещений, утвержденного постановлением главы г. Перми от 11.11.2002 N 3141.
Установив, что истцом не было представлено достаточных доказательств соблюдения установленного порядка проведения капитального ремонта, в частности, выполнения требований о необходимости согласования приемки выполненных работ по капитальному ремонту помещения специалистами арендодателя, балансодержателя и муниципального учреждения "Технадзор за капитальным ремонтом" с оформлением промежуточных актов приемки выполненных работ и окончательного акта рабочей комиссии, предусмотренных разделом 2 Положения о порядке проведения капитального ремонта муниципальных нежилых помещений силами арендаторов в счет арендной платы, утвержденного постановлением главы г. Перми от 11.11.2002 N 3141, а также относимости произведенных работ к разряду работ капитального ремонта, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 декабря 2007 г. N Ф09-9838/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника