Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 декабря 2007 г. N Ф09-3642/07-С6
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 апреля 2008 г. N 4959/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Салаватстекло" (далее - общество "Салаватстекло") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.08.2007 (резолютивная часть от 09.08.2007) по делу N А07-7067/2006.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Салаватстекло" - Василов P.P. (доверенность от 16.01.2007 N 038-юр);
открытого акционерного общества "Волжско-Уральская транспортная компания" (далее - общество "ВУТК") - Туранова Н.М. (доверенность от 28.04.2007 N 1027).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество "Салаватстекло" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу "ВУТК" о признании права собственности на подъездные железнодорожные пути общей протяженностью 7761,9 м, включающие в себя 11 веток, примыкающих к зданиям, расположенным по адресу: г. Салават, ул. Индустриальная, 18, территория общества "Салаватстекло" (с учетом принятых арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнений исковых требований). Третье лицо - Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан (далее - управление), дело N А07-48245/2005.
Общество "Салаватстекло" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к управлению и обществу "ВУТК" о признании недействительной государственной регистрации права собственности общества "ВУТК" на названные объекты недвижимости. Третьи лица - Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан, Департамент имущественных отношений Самарской области Российской Федерации, дело N А07-7067/2006.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.06.2006 по ходатайству истца в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела N А07-48245/2005 и N А07-7067/2006 объединены в одно производство с присвоением N А07-7067/2006 (т. 5, л.д. 123).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.02.2007 (резолютивная часть от 15.02.2007) исковые требования удовлетворены. За обществом "Салаватстекло" признано право собственности на железнодорожный подъездной путь, расположенный по адресу: г. Салават, ул. Индустриальная, 18 (на территории общества "Салаватстекло"), протяженностью 7761,9 пог.м, включающий в себя:
- подъездной путь производства полированного стекла, литера К, где литера I (588,7 м) - от стрелки N 15 до упора, литера II (256,7 м) - от стрелки N 15 до упора, в том числе стрелочный перевод (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь цеха листового стекла, литера Ц, где литера I (369 м) - от стрелки N 13 до стрелки N 15, литера II (342, 4 м) - от стрелки N 17 до упора, в том числе стрелочный перевод (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь цеха сортовой посуды, литера 1С, где литера I (779 м) - от стрелки N 37 до упора, литера II (390 м) - от стрелки N 41 до упора, в том числе два стрелочных перевода (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь склада красок, литера 2Л (212 м) - от стрелки N 13 до упора, в том числе рампы литеры VII, VIII, стрелочный перевод (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь станции приготовления связующего, литера 1Б, где литера I (356 м) - от стрелки N 21 до упора, в том числе стрелочный перевод (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь ЦРК, литера 1Я, где литера I (364,5 м) - от стрелки N 23 до упора, литера II (280 м) - от стрелки N 25 до упора, литера 111(260,7 м) - от стрелки N 51 до упора, в том числе три стрелочных перевода (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь карбонатного цеха, литера 1Ф, где литера I (178,8 м) - от стрелки N 39 до упора, в том числе навес, литера Г, и стрелочный перевод (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь цеха стеклохолстов, литера 1В, где литера I (682 м) - от стрелки N 19 до упора, в том числе навес, литера Г, и стрелочный перевод (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь составного цеха, литера 1У, где литера I (593 м) - от стрелки N 29 до упора, литера II (798,1 м) - от стрелки N 33 до упора, в том числе два стрелочных перевода (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь дозировочно-смесительного цеха, литера IX, где литера I (795 м) - от стрелки N 9 до стрелки N 45, литера II (157 м) - от стрелки N 45 до упора, литера III (161 м) - от стрелки N 47 до упора, в том числе стрелочный перевод (марка крестовины 1/9);
- подъездной путь склада соды, литера 1Щ, где литера I (171 м) - от стрелки N 45 до упора, в том числе стрелочный перевод (марка крестовины 1/9).
Признаны недействительными государственная регистрация права собственности общества "ВУТК" на названные объекты и свидетельство о регистрации права собственности от 30.07.2003 N 046938.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.05.2007 решение суда первой инстанции отменено. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.08.2007 (резолютивная часть от 09.08.2007) в удовлетворении исковых требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Салаватстекло" просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на то, что выводы суда не соответствуют фактическим и установленным судом обстоятельствам дела. По мнению заявителя, право оперативного управления не возникло у Куйбышевского производственного объединения "Промжелдортранс" с момента передачи спорного недвижимого имущества (ст. 135 Гражданского кодекса РСФСР), так как передача была неправомерной, не соответствующей ст. 96 Гражданского кодекса РСФСР, поскольку постановление Совета Министров СССР от 20.04.1978 не содержит указаний на необходимость передачи названных железнодорожных путей. Кроме того, спорные объекты недвижимости являются частью имущественного комплекса производственного объединения "Салаватстекло", связаны общим предназначением со зданиями и сооружениями, технологическим оборудованием и не могли быть использованы иначе чем для целей обслуживания технологического процесса производства стекла производственным объединением "Салаватстекло". Правовой режим, отличный от правового режима главной вещи, в соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РСФСР мог быть установлен только на основании договора или в силу прямого указания действующего в тот период закона. Ответчиком не доказано и не обосновано приобретение прав на спорные объекты недвижимости по основаниям, предусмотренным в ст. 139 Гражданского кодекса РСФСР. Как считает общество "Салаватстекло", из материалов дела следует, что спорные подъездные железнодорожные пути построены одновременно с производственными мощностями Салаватского завода технического стекла и предназначались для обеспечения функционирования стекольного завода, образуя единый имущественный комплекс, который впоследствии в процессе приватизации вошел в уставный капитал общества "Салаватстекло".
В отзыве на кассационную жалобу общество "ВУТК" возражает против изложенных в ней доводов, просит оставить в силе решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным.
Считая себя единственным законным собственником названных в исковом заявлении подъездных путей, общество "Салаватстекло" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. В обоснование своих требований истец (общество "Салаватстекло" является правопреемником государственного предприятия "Салаватский завод технического стекла", действующего с 1962 г., арендного объединения "Салаватстекло") сослался на проектное задание Башкирского завода технического стекла в г. Салавате от 1957 г., справку о нахождении на балансе общества "Салаватстекло" железнодорожных путей, инвентарные карточки, свидетельства о праве собственности и технические паспорта на здания и сооружения, договор аренды земельного участка от 12.04.2004, план приватизации завода (т. 1, л.д. 18, 19, 25, 31, 38; т. 2; т. 4, л.д. 27, 51, 66).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, спорные железнодорожные пути построены за счет централизованных средств государства в период с 1962 г. по 1983 г. для обеспечения функционирования Салаватского завода технического стекла (т. 4, л.д. 36).
Совет Министров СССР постановлением от 20.04.1978 N 312 признал необходимым передать в ведение Министерства путей сообщения СССР республиканские объединения "Промжелдортранс" с входящими в их состав отделениями (объединениями) и хозрасчетными предприятиями, организациями и учреждениями межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта, объектов железнодорожных участков, цехов предприятий. Министерствам и ведомствам СССР предписано передавать в установленном порядке Министерству путей сообщения СССР для создания новых и расширения действующих предприятий межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта транспортные цехи (участки) подведомственных предприятий, строек и организаций с необходимыми техническими средствами, капитальными вложениями и материально-техническими ресурсами, фондами заработной платы и численностью работников (т. 3, л.д. 26).
Указанием Министерства путей сообщения от 04.08.1988 N Ф3676-у, решением Салаватского городского Совета народных депутатов от 03.06.1988 N 7/235 в соответствии с названным постановлением на базе железнодорожного цеха производственного объединения "Салаватстекло" в составе Куйбышевского производственного объединения промышленного железнодорожного транспорта организовано на правах структурной единицы Салаватское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта с перспективой передачи подъездных путей промышленного предприятия на баланс Куйбышевского производственного объединения (т. 3, л.д. 32, 33).
Приказом начальника Куйбышевского объединения "Промжелдортранс" от 05.08.1988 N 126 в составе Куйбышевского ПО создано Салаватское предприятие промышленного железнодорожного транспорта на базе железнодорожного цеха ПО "Салаватстекло" и других предприятий промышленной зоны г. Салавата (т. 6, л.д. 106).
Передача основных средств от производственного объединения "Салаватстекло" к Куйбышевскому объединению промышленного железнодорожного транспорта и Салаватскому предприятию промышленного железнодорожного транспорта оформлена актом приема-передачи материальных ценностей от 31.08.1988, протоколом передачи основных средств от 31.05.1988, подписанного и скрепленного печатями передающей и принимающей стороны, балансом по основной деятельности производственного предприятия от 01.08.1988, ведомостью основных средств, приложениями к ведомости, в том числе приложением N 1 о передаче основных средств по железнодорожному цеху, балансом доходов и расходов по подъездному пути, разделительными ведомостями (т. 6, л.д. 111-131). В соответствии с указанными документами от производственного объединения "Салаватстекло" к Куйбышевскому ПО "Промжелдортранс" переданы железнодорожные пути протяженностью 17427 пог.м 1962-1983 г. вып., 2 стрелочных перевода 1978 г. вып., железнодорожные пути, расположенные на станции Салават 1962 г. вып., внутриплощадные железнодорожные пути 1967 г. вып., внутризаводские пути 1976 г. вып., железнодорожный путь N 9 станции Салават 1976 г. вып., подъездной железнодорожный путь от станции Салават до завода 1967 г. вып., подъездной железнодорожный путь N 6 станции Заводская 1983 г. вып. с указанием инвентарных номеров и мест их расположения.
На момент принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество, переданное в 1988 г. Куйбышевскому производственному объединению "Промжелдортранс", в том числе железнодорожные пути, использовались предприятием железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 4 разд. 4 Приложения N 1 к названному постановлению предприятия и объекты железнодорожного транспорта отнесены исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, приватизация Самарского производственного объединения "Промжелдортранс" производилась из федеральной собственности по поручению Госкомитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Согласно указанию Министерства путей сообщения от 25.12.1991 N Ф-2015у Самарское (ранее - Куйбышевское) ПО промышленного железнодорожного транспорта преобразовано в государственное предприятие, входящие в его состав межотраслевые предприятия - в отделения государственного предприятия (т. 5, л.д. 51-52).
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 16.12.1992 N 1027 утвержден план приватизации Самарского государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта, 29.06.1994 заключен договор N 129 о передаче имущества в собственность акционерному обществу открытого типа "Самарапромжелдортранс" государственного имущества, перечисленного в приложении N 1 к данному договору. Величина уставного капитала определена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 (т. 3, л.д. 77-79).
Согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений Самарского государственного предприятия "Промжелдортранс" по состоянию на 01.07.1992 и его расшифровке Салаватскому отделению переданы внутризаводские пути (N 15-18, 18а, 19-29) 1976 г. вып. общей протяженностью 5067,5 м, внутризаводские пути (N 7-14) 1967 г. вып. общей протяженностью 4180,9 м, железнодорожный путь N 6 станции Заводской 1983 г. вып. (т. 3, л.д. 90; т. 5, л.д. 28).
На основании плана приватизации Самарского государственного предприятия обществом "ВУТК" 30.07.2003 получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилое строение - внутризаводские пути, общей площадью 9227,22 п.м, литера I, инвентарный номер 3727, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, Южная промзона, территория общества "Салаватстекло" (т. 3, л.д. 92).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела не подтверждается возникновение права собственности общества "Салаватстекло" на истребуемое недвижимое имущество.
Согласно плану приватизации истца по акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1993 приватизации подлежали полученные в аренду призаводские железнодорожные пути 1983 г. вып., инвентарный номер 2779. Однако данные, позволяющие их индивидуализировать - протяженность, номера, место расположения - не указаны. Подробная расшифровка железнодорожных путей, удостоверенная органом государственной власти, принимавшим решение о приватизации, в материалы дела не представлена. Иных железнодорожных путей, подлежащих приватизации, план не содержит. Представленные истцом инвентарные карточки, справка о нахождении на балансе общества "Салаватстекло" железнодорожных путей (с указанием длины и инвентарного номера), договор аренды земельного участка, государственный акт на право владения землей не подтверждают возникновение права собственности общества "Салаватстекло" на спорное имущество.
Указанные в свидетельствах и технических паспортах зданий цехов завода данные (длина и расположение пути) не соответствуют данным, указанным в исковом заявлении и решении суда. В частности, имеется несоответствие длины пути в цехах: производства полированного стекла, сортовой посуды, склада красок, ЦРК, карбонатного, составного; в техническом паспорте цеха листового стекла не указана протяженность подъездных путей; указанная в решении протяженность подъездного пути, литера I, цеха стеклохолстов относится к длине навеса, литера Г.
Таким образом, идентификационные признаки указанных в иске железнодорожных путей не соответствуют признакам объектов, приватизированных обществом "ВУТК", а также не соответствуют признакам тех объектов, которые были приватизированы обществом "Салаватстекло" и числятся на балансе истца, в связи с чем обществом "Салаватстекло" в порядке, предусмотренном ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказано возникновение права собственности на спорные объекты недвижимого имущества.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, у суда кассационной инстанции оснований для их переоценки в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.08.2007 (резолютивная часть от 09.08.2007) по делу N А07-7067/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Салаватстекло" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На момент принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество, переданное в 1988 г. Куйбышевскому производственному объединению "Промжелдортранс", в том числе железнодорожные пути, использовались предприятием железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 4 разд. 4 Приложения N 1 к названному постановлению предприятия и объекты железнодорожного транспорта отнесены исключительно к федеральной собственности.
...
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 16.12.1992 N 1027 утвержден план приватизации Самарского государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта, 29.06.1994 заключен договор N 129 о передаче имущества в собственность акционерному обществу открытого типа "Самарапромжелдортранс" государственного имущества, перечисленного в приложении N 1 к данному договору. Величина уставного капитала определена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 (т. 3, л.д. 77-79)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 декабря 2007 г. N Ф09-3642/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника