Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 декабря 2007 г. N Ф09-9145/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России (далее - уполномоченный орган) в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2006 по делу N А07-14069/05-Г-ПАВ и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2007 по тому же делу о признании государственного унитарного дочернего предприятия "Фаэтон" государственного унитарного предприятия "Уфимское приборостроительное производственное объединение" (далее - ГУД АТП "Фаэтон" ГУП "УППО") несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании приняли участие представители:
уполномоченного органа - Лазарева С.Н. (доверенность от 03.08.2007);
ГУД АТП "Фаэтон" ГУП "УППО" - Дегтев А.А. (доверенность от 01.12.2007).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ГУД АТП "Фаэтон" ГУП "УППО" внешний управляющий должника обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с ходатайством о сокращении срока внешнего управления, завершении процедуры внешнего управления в связи с удовлетворением требований установленных кредиторов и прекращении производства по делу о банкротстве.
Определением суда от 25.12.2006 процедура внешнего управления в отношении имущества ГУД АТП "Фаэтон" ГУП "УППО" завершена, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ГУД АТП "Фаэтон" ГУП "УППО" прекращено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2007 определение суда оставлено без изменения.
Уполномоченный орган просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обеих инстанций фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Заявитель кассационной жалобы также указывает на неправильное применение судами п. 2, 4 ст. 113, п. 3 ст. 118 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Как следует из материалов дела, определением суда первой инстанции от 17.05.2005 в отношении должника введена процедура наблюдения, а определением суда от 26.09.2005 введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев, внешним управляющим утвержден Шарипов Рустем Валерьевич.
В ходе проведения процедуры внешнего управления на основании утвержденного советом кредиторов плана внешнего управления внешним управляющим в рамках замещения активов предприятия-должника в целях восстановления его платежеспособности создано новое предприятие - открытое акционерное общество "Фаэтон", в оплату уставного капитала которого внесено имущество должника.
В соответствии с п. 2 ст. 113 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в адрес должника 13.12.2006 поступило уведомление третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Резерв" (далее - ООО "Резерв") о предоставлении денежных средств для удовлетворения требований кредиторов должника. Денежные средства ООО "Резерв" перечислены платежным поручением от 14.12.2006 N 1 на расчетный счет должника.
Требования кредиторов удовлетворены внешним управляющим за счет предоставленных должнику ООО "Резерв" денежных средств.
Согласно п. 1 ст. 57 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства.
Удовлетворяя заявленное внешним управляющим ходатайство о завершении процедуры внешнего управления и прекращении производства по делу о банкротстве, суды обеих инстанций установили, что согласно представленным платежным документам и отчету внешнего управляющего от 15.12.2006 требования кредиторов ГУД АТП "Фаэтон" ГУП "УППО", включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворены в полном объеме.
Выводы судов являются правильными и соответствуют материалам дела.
В соответствии с п. 1, 5 ст. 113 названного Федерального закона собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица в любое время до окончания внешнего управления в целях прекращения производства по делу о банкротстве вправе удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.
При удовлетворении требований кредиторов или предоставлении должнику денежных средств собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами кредиторы должника обязаны принять такое удовлетворение, а должник обязан удовлетворить требования кредиторов и уполномоченных органов за счет предоставленных ему средств (п. 3 ст. 113 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
В случае исполнения обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами завершение внешнего управления и прекращение производства по делу о банкротстве происходят в соответствии со ст. 116 данного Федерального закона, которой предусмотрены особенности завершения процедуры банкротства и прекращения производства по делу при исполнении обязательств должника собственником имущества или третьим лицом.
В силу ст. 116 указанного Закона по окончании исполнения обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами внешний управляющий в течение десяти дней обязан уведомить всех кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, об удовлетворении этих требований.
Отчет внешнего управляющего не позднее чем через четырнадцать дней направляется в арбитражный суд без рассмотрения отчета внешнего управляющего собранием кредиторов.
Утверждение отчета внешнего управляющего производится арбитражным судом в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 1, 3-7 ст. 119 названного Федерального закона.
Таким образом, законодательством о банкротстве предусмотрен особый порядок утверждения отчета внешнего управляющего в случае удовлетворения требований кредиторов за счет средств, предоставленных третьим лицом, а именно без рассмотрения отчета собранием кредиторов (поскольку требования кредиторов удовлетворены).
Как видно из материалов дела, отчет от 15.12.2006, включающий сведения о погашении требований кредиторов должника, был представлен внешним управляющим арбитражному суду на рассмотрение и рассмотрен судом. Суд установил, что перечисленные денежные средства направлены на удовлетворение требований кредиторов и эти требования удовлетворены полностью.
Доводы уполномоченного органа о неправильном применении судами п. 2, 4 ст. 113, п. 3 ст. 118 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, которые дали надлежащую правовую оценку всем обстоятельствам дела. То обстоятельство, что ООО "Резерв" не направило в адрес уполномоченного органа (как кредитора) уведомление о начале удовлетворения требований кредиторов, не является основанием для отмены судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2006 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2007 по делу N А07-14069/05-Г-ПАВ оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 116 указанного Закона по окончании исполнения обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами внешний управляющий в течение десяти дней обязан уведомить всех кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, об удовлетворении этих требований.
...
Утверждение отчета внешнего управляющего производится арбитражным судом в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 1, 3-7 ст. 119 названного Федерального закона.
...
Доводы уполномоченного органа о неправильном применении судами п. 2, 4 ст. 113, п. 3 ст. 118 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, которые дали надлежащую правовую оценку всем обстоятельствам дела. То обстоятельство, что ООО "Резерв" не направило в адрес уполномоченного органа (как кредитора) уведомление о начале удовлетворения требований кредиторов, не является основанием для отмены судебных актов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 декабря 2007 г. N Ф09-9145/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника