Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 декабря 2007 г. N Ф09-9674/07-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 февраля 2008 г. N 2295/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Оренбургской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.05.2007 по делу N А47-12211/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2007 по указанному делу.
В судебном заседании принял участие представитель управления - Брежнева Ю.В. (доверенность от 25.01.2007 N 2).
Открытое акционерное общество "Илецксоль" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 24.11.2006 N 73 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 50000 руб.
Решением суда от 17.05.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Как следует из материалов дела, в период с 07.11.2006 по 09.11.2006 управлением проведена плановая проверка соблюдения обществом требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Результаты проверки отражены в акте от 10.11.2006 N 47.
В ходе обследования управлением установлено, что обществом не установлены и не утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, отсутствует лицензия на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов.
По итогам рассмотрения результатов проверки в отношении общества управлением 10.11.2006 составлен протокол об административном правонарушении N 41.
Постановлением управления от 24.11.2006 N 73 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 50000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что обществом разработан и направлен на согласование проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также из того, что у общества отсутствует обязанность по получению лицензии на обращение с отходами.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В ст. 8.2 Кодекса установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 11 и п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов и иной деятельности, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В силу п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Исследовав материалы дела, суды установили, что общество осуществляет горнодобывающую деятельность и имеет лицензию на пользование недрами сроком до 1 января 2013 года. В результате указанной деятельности образуются производственные отходы. Обществом разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно подп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Из смысла ст. 17 Закона N 128-ФЗ следует, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Из материалов дела видно и обществом не оспаривается, что от осуществляемого им основного хозяйственного вида деятельности- горнодобывающей деятельности - образуются отходы.
Таким образом, отходы образуются как результат производственной деятельности общества. Какую-либо предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке, утилизации отходов общество не осуществляет, не получает прибыли от такой деятельности. Следовательно, у общества отсутствует обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса, является обоснованным.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.05.2007 по делу N А47-12211/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2007 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Из смысла ст. 17 Закона N 128-ФЗ следует, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Из материалов дела видно и обществом не оспаривается, что от осуществляемого им основного хозяйственного вида деятельности- горнодобывающей деятельности - образуются отходы.
Таким образом, отходы образуются как результат производственной деятельности общества. Какую-либо предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке, утилизации отходов общество не осуществляет, не получает прибыли от такой деятельности. Следовательно, у общества отсутствует обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса, является обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 декабря 2007 г. N Ф09-9674/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника