Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 февраля 2004 г. N Ф09-215/04-ГК
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 января 2005 г. N Ф09-215/04ГК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов арбитражных судов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Уралсибнефтепровод" Северо-Казахстанское нефтепроводное управление (филиал) на решение от 30.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 29.10.2003 Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-1695/2003 по иску ОАО "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева" Северо-Казахстанское нефтепроводное управление (филиал) к Финансовому управлению Курганской области о взыскании убытков в сумме 23374 руб. 40 коп. К участию в деле в качестве третьего лица привлечены: 1. Администрация Курганской области, 2. Администрация Макушинского района.
В судебном заседании присутствовал представитель ОАО "Уралсибнефтепровод" юрисконсульт Иваничкин Д.П. по доверенности N 10-26-237 от 30.01.2004.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы. Явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Права и обязанности разъяснены, отводов составу суда не заявлено, ходатайств не поступило.
ОАО "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им Д.А. Черняева" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к Финансовому управлению Курганской области с иском о взыскании согласно уточнению убытков в сумме 23374 руб. 40 коп.
Решением от 30.07.2003 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.10.2003 решение оставлено без изменения.
Истец - ОАО "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева" с решением и постановлением в части отказа во взыскании убытков за период с апреля по декабрь 2000 года в сумме 10838 руб. 93 коп. не согласен, просит их отменить, ссылаясь на неправильное истолкование судом норм материального права (ст.ст. 15, 16 ГК РФ) и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал ее доводы.
Проверив законность судебных актов в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, истец оказывает услуги населению по теплоснабжению и электроснабжению, осуществляет техническое обслуживание закрепленного за ним жилищного фонда. В 1999-2000 годах истцом во исполнение ФЗ "О ветеранах" предоставлялись льготы указанной категории граждан в виде 50% скидки с оплаты коммунальных услуг и жилья.
В обоснование исковых требований истцом представлен акт сверки между Макушинским районным бюджетом и "НПС "Суслово" Северо-казахстанским управлением по состоянию на 30.11.2002 по оплате льгот по предоставленным коммунальным услугам согласно ФЗ "О ветеранах", сведения о предоставленных льготах по коммунальным услугам ветеранам труда, ведомости на оприходование средств от квартплаты, акты сверок по оплате льгот по предоставленным коммунальным услугам согласно ФЗ "О ветеранах".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что требования о взыскании убытков в сумме 12535 руб. 47 коп. за период с 1999 года по март 2000 года включительно заявлены за пределами срока исковой давности, о применении которого заявил ответчик. В удовлетворении исковых требований в остальной части суд отказал на том основании, что истцом не подтвержден размер убытков, не представлено данных о том, в чем конкретно выразились расходы истца, которые он должен будет произвести для восстановления нарушенного права, и не представлено доказательств, подтверждающих наличие причинно-следственной связи между недостаточностью финансирования расходов по предоставлению льгот из областного бюджета и реальным ущербом, нанесенным истцу бездействием государственных органов.
Оставляя решение без изменения, суд апелляционной инстанции также указал на недоказанность истцом наличия противоправного поведения ответчика, убытков (их размер и период образования) и причинно-следственную связь между отсутствием возмещения расходов по предоставлению льгот из областного бюджета и реальным ущербом, причиненным истцу бездействием органов государственной власти. Суд апелляционной инстанции также указал, что акт сверки от 30.11.20002 со стороны должника подписан ненадлежащим лицом (начальником финансового отдела Администрации Макушинского района).
Данные выводы суда первой и апелляционной инстанций нельзя признать достаточно обоснованными, поскольку в соответствии со ст.ст. 15 ГК РФ убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком принятых на себя обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, а также размер убытков.
Статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено возмещение расходов на реализацию прав и льгот ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг за счет средств субъектов Российской Федерации.
Таким образом, взыскание убытков от предоставления льгот ветеранам должно производиться за счет средств бюджета Курганской области.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.02.2001 N 88 утвержден порядок возмещения в 2001 году расходов на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов Федеральным законом "О ветеранах" за счет средств областного бюджета. Согласно пункту 3 Порядка возмещения в 2001 году расходов на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов Федеральным законом "О ветеранах" за счет средств областного бюджета, главам администраций районов и городов рекомендовано в установленном порядке определять уполномоченный орган, на который будет возложена работа по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам. Уполномоченный орган осуществляет работу по финансированию расходов за предоставленные ветеранам льготы, производит перечисление средств, получаемых из областного бюджета на оплату расходов предприятиям и организациям, непосредственно осуществившим предоставление льгот по платежным документам, подтверждающим предоставление льгот и понесенных расходов.
До принятия указанного постановления порядок возмещения расходов на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов Федеральным законом "О ветеранах" Администрацией (Правительством) Курганской области, урегулирован не был, на момент подписания актов сверок между финансовым отделом Макушинского района, Макушинской районной администрацией и НПС "Суслово" Северо-Казахстанским нефтепроводным управлением ОАО "Уралосибнефтепровод" специально уполномоченный орган, на который была возложена работа по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, не был определен. Однако ФЗ "О ветеранах" возмещение затрат от предоставления льгот отдельным категориям граждан не ставится в зависимость от определения такого порядка, поэтому вывод суда апелляционной инстанции о том, что Администрация Макушинского района не является надлежащим лицом при подписании акта сверки, не может служить основанием для отказа в иске.
Кроме того, материалами дела (ведомостями на оприходование средств от квартплаты (л.д. 101-104), актами сверки между финансовым отделом Макушинского района и Макушинской Администрацией и НПС "Суслово" Северо-Казахстанским нефтепроводным управлением ОАО "Уралосибнефтепровод" по оплате льгот по предоставленным коммунальным услугам согласно ФЗ "О ветеранах труда" (л.д. 105-120)) подтверждается факт предоставления истцом льгот указанной категории граждан в виде 50% скидки при оплате жилья и коммунальных платежей и размер предоставленных льгот. Поскольку возмещение расходов на реализацию прав и льгот ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг должно производиться за счет средств бюджета Курганской области (п. 1, 2 ст. 10 ФЗ РФ N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах"), размер предоставленных льгот подтверждается материалами дела, вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что истец не доказал наличие убытков, их размер и наличие причинно-следственной связи между отсутствием возмещения расходов по предоставлению льгот их областного бюджета и реальным ущербом, причиненным истцу бездействием органов государственной власти, является недостаточно обоснованным.
Согласно п. 3 ст. 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Поскольку решение и постановление приняты с нарушением норм материального права, содержащиеся в них выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую правовую оценку доводам истца, имеющимся в деле доказательствам и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Руководствуясь ст. 286, 287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 30.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 29.10.2003 Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-1695/2003 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"До принятия указанного постановления порядок возмещения расходов на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов Федеральным законом "О ветеранах" Администрацией (Правительством) Курганской области, урегулирован не был, на момент подписания актов сверок между финансовым отделом Макушинского района, Макушинской районной администрацией и НПС "Суслово" Северо-Казахстанским нефтепроводным управлением ОАО "Уралосибнефтепровод" специально уполномоченный орган, на который была возложена работа по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, не был определен. Однако ФЗ "О ветеранах" возмещение затрат от предоставления льгот отдельным категориям граждан не ставится в зависимость от определения такого порядка, поэтому вывод суда апелляционной инстанции о том, что Администрация Макушинского района не является надлежащим лицом при подписании акта сверки, не может служить основанием для отказа в иске.
Кроме того, материалами дела (ведомостями на оприходование средств от квартплаты (л.д. 101-104), актами сверки между финансовым отделом Макушинского района и Макушинской Администрацией и НПС "Суслово" Северо-Казахстанским нефтепроводным управлением ОАО "Уралосибнефтепровод" по оплате льгот по предоставленным коммунальным услугам согласно ФЗ "О ветеранах труда" (л.д. 105-120)) подтверждается факт предоставления истцом льгот указанной категории граждан в виде 50% скидки при оплате жилья и коммунальных платежей и размер предоставленных льгот. Поскольку возмещение расходов на реализацию прав и льгот ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг должно производиться за счет средств бюджета Курганской области (п. 1, 2 ст. 10 ФЗ РФ N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах"), размер предоставленных льгот подтверждается материалами дела, вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что истец не доказал наличие убытков, их размер и наличие причинно-следственной связи между отсутствием возмещения расходов по предоставлению льгот их областного бюджета и реальным ущербом, причиненным истцу бездействием органов государственной власти, является недостаточно обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 февраля 2004 г. N Ф09-215/04-ГК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника