Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 июля 2003 г. N Ф09-1964/03АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (Сбербанка РФ) в лице Западно-Уральского банка Сбербанка РФ на постановление апелляционной инстанции от 29.04.03 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-1130/03.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Управления федерального казначейства по Пермской области - Гнеденко В.В. по доверенности от 31.12.02 N 13-18/107;
- Сбербанка РФ: - Перевалов М.П. по доверенности от 24.12.01 N 2П-692,
- Кляусова И.В. по доверенности от 23.01.03 N 160.
Процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
Управление федерального казначейства по Пермской области обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением к Сбербанку РФ в лице Западно-Уральского банка Сбербанка РФ о взыскании штрафных санкций и пени в сумме 2032 руб., начисленных за несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств.
Решением от 17.03.03 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.04.03 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены, со Сбербанка РФ в лице Западно-Уральского банка СБ РФ в доход федерального бюджета взыскана санкция в размере 2032,31 руб.
Сбербанк РФ в лице Западно-Уральского банка Сбербанка РФ с постановлением апелляционной инстанции не согласен, просит его отменить, решение суда оставить без изменения, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела. Оспаривая судебный акт, Сбербанк РФ указывает на то, что он не допускал отказа в выплате компенсации гражданам, на недоказанность наличия достаточных бюджетных средств на даты, когда зафиксированы факты, рассматриваемые в качестве нарушений, а также полагает, что неправильно определен размер пени и нарушен порядок наложения штрафных санкций.
Проверив законность судебных актов в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки работы дополнительного офиса (УФ) N 6131/037 Очерского ОСБ N 6131 Западно-Уральского банка СБ РФ с бюджетными средствами, выделенными Министерством финансов РФ для выплаты предварительной компенсации по вкладам отдельных категорий граждан, специалистами Управления федерального казначейства по Пермской области и Отделения федерального казначейства по Частинскому району установлены факты несвоевременного зачисления компенсаций на счета по вкладам Елолвиковой М.В. и Богдановой М.В. при наличии средств федерального бюджета на эти цели.
Результаты проверки оформлены актом от 13.11.02 и дополнением к акту от 25.11.02, на основании которых Управлением федерального казначейства по Пермской области вынесено постановление от 03.12.02 N 217 о взыскании штрафа, пени в сумме 2032,31 руб. за несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета вкладчиков.
В связи с неуплатой штрафных санкций в добровольном порядке Управление федерального казначейства по Пермской области обратилось в арбитражный суд за их взысканием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для начисления санкций.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявление, суд апелляционной инстанции сделал вывод о наличии фактов, при которых начисляются спорные штраф и пени.
Однако при разрешении спора судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Правовым основанием для взыскания штрафа и пени по зачислению предварительной компенсации по вкладам Еловиковой М.В., обратившейся в банк за ее получением 04.09.98, и по вкладам Богдановой А.П., обратившейся в банк 12.04.02, являются соответственно Соглашения между Минфином РФ и Сбербанком РФ от 09.12.97 о порядке проведения предварительной компенсации вкладов в соответствии с Указом Президента РФ от 02.12.97 N 1269 "Об очередном этапе предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан РФ, в Сберегательном банке РФ, обесценившихся в 1992-1995 годах" и от 26.03.02 N 01-01-06/05-99 о порядке проведения предварительной компенсации вкладов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 марта 2002 г. N 152 "О выплате в 2002 году отдельным категориям граждан РФ предварительной компенсации по вкладам в Сберегательном банке РФ и некоторых страховых организациях".
Согласно названным соглашениям зачисление предварительной компенсации по вкладам производится при личной явке вкладчика и является его правом, которое реализуется путем предъявления сберегательной книжки либо подачей письменного заявления о выплате компенсаций по другим счетам. Как видно из материалов дела, в том числе из акта проверки от 13.11.02 и дополнения к акту от 25.11.02, вкладчики Еловикова М.В. и Богданова А.П. при первой явке в банк не предъявили сберегательные книжки по всем имеющимся у них счетам и не обратились с заявлением о получении предварительной компенсации по всем счетам. Поскольку материалы дела не содержат сведений об отказе по неуважительной причине в выплате предварительной компенсации либо незачислении или несвоевременном зачислении предварительной компенсации по всем имеющимся счетам при таком волеизъявлении вкладчика, вывод суда первой инстанции о недоказанности обоснованного начисления санкций является правильным.
С учетом изложенного постановление апелляционной инстанции следует отменить, решение суда - оставить в силе.
В связи с изложенным постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда следует оставить в силе.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 29.04.03 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-1130/03 отменить.
Решение от 17.03.03 того же суда оставить в силе.
Возвратить Сбербанку РФ из федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 50,81 руб., уплаченную Очерским ОСБ 6131 Западно-Уральского банка СБ РФ платежным поручением 001-7 от 28.05.03.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовым основанием для взыскания штрафа и пени по зачислению предварительной компенсации по вкладам Еловиковой М.В., обратившейся в банк за ее получением 04.09.98, и по вкладам Богдановой А.П., обратившейся в банк 12.04.02, являются соответственно Соглашения между Минфином РФ и Сбербанком РФ от 09.12.97 о порядке проведения предварительной компенсации вкладов в соответствии с Указом Президента РФ от 02.12.97 N 1269 "Об очередном этапе предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан РФ, в Сберегательном банке РФ, обесценившихся в 1992-1995 годах" и от 26.03.02 N 01-01-06/05-99 о порядке проведения предварительной компенсации вкладов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 марта 2002 г. N 152 "О выплате в 2002 году отдельным категориям граждан РФ предварительной компенсации по вкладам в Сберегательном банке РФ и некоторых страховых организациях"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 июля 2003 г. N Ф09-1964/03АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника