Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 февраля 2008 г. N Ф09-645/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Уфы (далее - регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.10.2007 по делу N А07-11223/2007-А-СРН об оспаривании ненормативного акта налогового органа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Регистрирующий орган письмом от 11.02.2008 N 005-14/2460 заявил ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины, ссылаясь на то, что платежные поручения не могут быть предъявлены в срок, установленный определением суда кассационной инстанции от 29.01.2008.
Какие-либо доказательства, подтверждающие невозможность уплаты госпошлины, не представлены, в связи с чем ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины отклонено. Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Центр аналитических исследований в экономике и правах" (далее - общество "Центр аналитических исследований в экономике и правах") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к регистрирующему органу о признании незаконным отказа регистрирующего органа в регистрации изменений, утвержденных общими собраниями участников 01.06.2007 и 07.07.2007, вносимых в учредительные документы названного общества, и признании недействительным решения регистрирующего органа от 16.07.2007, а также обязании регистрирующего органа зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы указанного общества, утвержденные общими собраниями участников от 01.06.2007 и 07.07.2007.
Решением суда от 15.10.2007 заявленные требования удовлетворены. Отказ регистрирующего органа в регистрации изменений, утвержденных 01.06.2007 и 07.07.2007 общим собранием участников, вносимых в учредительные документы общества "Центр аналитических исследований в экономике и правах", признан незаконным, решение регистрирующего органа от 16.07.2007 - недействительным. На регистрирующий орган возложена обязанность по регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Центр аналитических исследований в экономике и правах", утвержденных общими собраниями участников от 01.06.2007 и 07.07.2007.
В порядке апелляционного производства указанное решение суда первой инстанции не пересматривалось.
Регистрирующий орган, ссылаясь на нарушение судом ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, просит решение суда первой инстанции отменить. По мнению заявителя, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Центр аналитических исследований в экономике и правах", является обоснованным, поскольку размещение юридического лица в жилом помещении действующим законодательством не допускается.
Как видно из материалов дела, общество "Центр аналитических исследований в экономике и правах" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (п. 2.1, 2.2, 2.6, 2.7 заявления), а именно: изменения организационно-правовой формы и наименования юридического лица, сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица, о видах экономической деятельности, об изменениях иных положений учредительных документов.
Регистрирующий орган решением от 16.07.2007 отказал в государственной регистрации изменений на основании п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с отсутствием заявления по форме N Р13001 со ссылкой на п. 2 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, не допускающих, по мнению регистрирующего органа, возможность государственной регистрации юридических лиц в жилом помещении.
Полагая, что указанное решение противоречит требованиям, установленным ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку заявителем представлены все документы, предусмотренные ст. 17 названного Закона, общество "Центр аналитических исследований в экономике и правах" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что адрес, указанный в качестве места нахождения юридического лица (г. Уфа, бул. Давлетшиной, д. 24/1, кв. 35), является местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа (директора общества), что не противоречит требованиям, установленным п. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации у регистрирующего органа отсутствовали.
Указанный вывод суда первой инстанции противоречит материалам дела, поскольку из текста заявления, поданного в регистрирующий орган (л.д. 17, 18), видно, что место нахождения директора общества: г. Уфа, ул. Вологодская, д. 54, корп. 1.
Данное обстоятельство не было принято во внимание судом первой инстанции, надлежащей правовой оценки в нарушение ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не получило.
Удовлетворяя заявленные требования, суд не выяснил, какие именно изменения в учредительные документы общество "Центр аналитических исследований в экономике и правах" просило зарегистрировать, не проверил, соответствуют ли указанные изменения требованиям законодательства.
Кроме того, суд первой инстанции возложил на регистрирующий орган обязанность зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы общества, утвержденные общими собраниями участников от 01.06.2007 и 07.07.2007.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; в заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
Между тем в материалах дела отсутствуют пакет документов, представленный на регистрацию в регистрирующий орган, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, учредительные документы общества "Центр аналитических исследований в экономике и правах" (заверенные печатью регистрирующего органа).
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте, нельзя признать обоснованными и соответствующими имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене (ч. 1, 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Поскольку доказательства уплаты госпошлины регистрирующим органом в соответствии с определением суда кассационной инстанции от 29.01.2008 не представлены, ходатайство об отсрочке отклонено судом кассационной инстанции, госпошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб. подлежит взысканию с регистрирующего органа в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в доход федерального бюджета.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.10.2007 по делу N А07-11223/2007-А-СРН отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Уфы в доход федерального бюджета 1000 руб. в уплату госпошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что адрес, указанный в качестве места нахождения юридического лица (г. Уфа, бул. Давлетшиной, д. 24/1, кв. 35), является местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа (директора общества), что не противоречит требованиям, установленным п. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации у регистрирующего органа отсутствовали.
...
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; в заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 февраля 2008 г. N Ф09-645/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника