Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 февраля 2008 г. N Ф09-432/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Полевском (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.11.2007 (резолютивная часть от 09.11.2007) по делу N А60-28192/07.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Полевская коммунальная компания" (далее - общество) - Нифонтова Т.В. (доверенность от 09.01.2008 N 1);
управления - Архипкина Л.Ю. (доверенность от 27.12.2007 N 05-28/202).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 27.09.2007 N 509 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 12.11.2007 (резолютивная часть от 09.11.2007) заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также на необоснованное применение судом положений ст. 2.9 Кодекса.
Как следует из материалов дела, управлением в ходе проверки соблюдения санитарного законодательства выявлен факт нарушения прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации при оказании жилищно-коммунальных услуг. Правонарушение выразилось в том, что гражданам, проживающим по адресу: г. Полевской, ул. Степана Разина, д. 44, не предоставлялась необходимая и достоверная информация об оказываемых услугах в договоре управления многоквартирным домом от 09.01.2007, заключенным между обществом и жильцами указанного дома. В данном договоре отсутствует информация, которая в силу подп. "п" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила) является обязательной, а именно в нем не были указаны: режим работы управляющей организации; параметры качества предоставления коммунальных услуг; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин; полный перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией; порядок изменения перечня работ, связанных с содержанием общего имущества многоквартирного дома.
По результатам проверки управлением в отношении общества составлены акт от 19.09.2007 и протокол об административном правонарушении от 24.09.2007, на основании которых управлением вынесено постановление от 27.09.2007 N 509 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 7000 руб.
Полагая, что оспариваемое постановление управления незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд, придя к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 Кодекса, так как необходимая и достоверная информация об оказываемых услугах в наглядной и доступной форме потребителям обществом в договоре от 09.01.2007 не была предоставлена, но, указав на малозначительность совершенного им правонарушения, удовлетворил заявленные обществом требования.
Выводы суда являются правильными и соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" необходимая и достоверная информация об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
В соответствии с п. 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с подпунктом "п" п. 49 Правил исполнитель обязан предоставить потребителю информацию об исполнителе, в том числе наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей); параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей); сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 договора от 09.01.2007 установлен перечень коммунальных услуг, предоставляемых обществом жильцам дома N 44 по ул. Степана Разина в г. Полевском. Кроме того, в приложениях N 2 и N 2а к указанному договору закреплен перечень работ, связанный с содержанием общего имущества дома и его текущим ремонтом. Порядок изменения данного перечня содержится в п. 8.3 и п. 8.4 договора. Параметры качества предоставления коммунальных услуг указаны в приложении N 4 к договору.
Исходя из того, что необходимая и достоверная информация о перечне коммунальных услуг и работ, порядке изменения этого перечня и о параметрах качества предоставляемых коммунальных услуг была доведена до потребителей в договоре от 09.01.2007, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии фактов вменяемого административного правонарушения в указанной части.
Вместе с тем общество при заключении договора не указало информацию, являющуюся обязательной в силу подп. "п" п. 49 Правил, а именно: о режиме работы общества, а также о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, используемых жильцами.
Поскольку в договоре от 09.01.2007 данная информация отсутствует, судом правильно сделан вывод о том, что в указанных действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.8 Кодекса.
Вместе с тем ст. 2.9 Кодекса установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В связи с этим, учитывая несоразмерность наказания совершенному правонарушению, а также те обстоятельства, что информация о режиме работы общества ежемесячно доводилась до жителей дома N 44 по ул. Степана Разина в г. Полевском путем размещения на бланках платежно-расчетных документов, и то, что при заключении договоров с потребителями общество не обладало необходимой информацией о максимально допустимой мощности, рассчитанной на жилые помещения в указанном доме, суд пришел к правильному выводу об отсутствии существенной угрозы в вышеуказанных действиях общества для охраняемых общественных отношений.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования общества, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных при рассмотрении дела обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.11.2007 (резолютивная часть от 09.11.2007) по делу N А60-28192/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Полевском - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из того, что необходимая и достоверная информация о перечне коммунальных услуг и работ, порядке изменения этого перечня и о параметрах качества предоставляемых коммунальных услуг была доведена до потребителей в договоре от 09.01.2007, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии фактов вменяемого административного правонарушения в указанной части.
Вместе с тем общество при заключении договора не указало информацию, являющуюся обязательной в силу подп. "п" п. 49 Правил, а именно: о режиме работы общества, а также о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, используемых жильцами.
Поскольку в договоре от 09.01.2007 данная информация отсутствует, судом правильно сделан вывод о том, что в указанных действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.8 Кодекса.
Вместе с тем ст. 2.9 Кодекса установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 февраля 2008 г. N Ф09-432/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника