Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 февраля 2008 г. N Ф09-525/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления внутренних дел Калининского района г. Уфы (далее - управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.03.2007 по делу N А07-385/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Смертин Сергей Иванович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий управления по вынесению предписания от 21.12.2006 о запрещении использования игровых автоматов во встроенно-пристроенных к жилым домам нежилых помещениях по адресу: г. Уфа, ул. Вологодская, 32/1; ул. Первомайская, 52.
Решением суда от 19.03.2007 заявленные требования удовлетворены частично. Действия управления по вынесению предписания от 21.12.2006 о запрещении использования игровых автоматов в жилом доме, в том числе во встроенно-пристроенном к нему нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Уфа, ул. Вологодская, д. 32/1, признаны незаконными. В остальной части производство по делу прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом предпринимателя от заявленного требования.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ), Закона Республики Башкортостан от 19.06.2006 N 326-з "Об организации и размещении объектов игорного бизнеса на территории Республики Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан N 326-з), п. 5 ч. 1 ст. 150, ч. 4 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.12.2006 должностными лицами управления вынесено предписание, согласно которому на предпринимателя возлагалась обязанность в срок до 01.01.2007 прекратить использование игровых автоматов в жилых домах, в том числе во встроенно-пристроенных к ним нежилых помещениях.
Оспаривая правомерность действий управления по вынесению данного предписания, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из несоответствия ст. 3 Закона Республики Башкортостан N 326-з положениям Федерального закона N 244-ФЗ, а также из нарушения управлением законных прав и интересов предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат по следующим основаниям.
В силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий государственных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решения и действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 3, 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации, установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности являются основными принципами осуществления лицензирования.
В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень работ и услуг при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино), деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), в силу п. 2 ст. 17 Федерального закона N 128-ФЗ устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2002 N 525 утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, подп. "б" п. 4 которого запрещено размещение тотализаторов и игорных заведений в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность. Иных запретов на размещение тотализаторов и игорных заведений данное Положение не содержит.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 2 ст. 16 специального Федерального закона N 244-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2007, игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, занимать указанные объекты полностью или располагаться в единой обособленной их части; игорные заведения не могут быть расположены в зданиях, строениях, сооружениях физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений (за исключением букмекерских контор и тотализаторов).
Иных запретов относительно места размещения игорных заведений Федеральный закон N 244-ФЗ не содержит.
Таким образом, как до 01.01.2007, так и после 01.01.2007 при разрешении вопросов размещения объектов игорного бизнеса федеральным законодательством не устанавливалось каких-либо ограничений либо запретов на размещение игорных заведений во встроенно-пристроенных к жилым домам нежилых помещениях.
При таких обстоятельствах 21.12.2006 управление не имело правовых оснований для вынесения предписания в виде возложения на предпринимателя обязанности по прекращению в срок до 01.01.2007 деятельности по использованию игровых автоматов во встроенно-пристроенном нежилом помещении жилого дома по адресу: г. Уфа, ул. Вологодская, 32/1.
Более того, само по себе установление в названном предписании срока его исполнения (до 01.01.2007) также не основано на законе, поскольку в силу ч. 6 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1 и 2 настоящей статьи, могла осуществляться и после 01.01.2007, но подлежала прекращению до 01.07.2007.
С учетом изложенного выводы судов о несоответствии оспариваемого предпринимателем предписания и действий управления по его выдаче требованиям федерального законодательства являются правомерными и обоснованными.
Ссылка управления на положения ст. 3 Закона Республики Башкортостан N 326-з судом кассационной инстанции отклоняется.
В силу ч. 8 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе и в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, сохраняют свое действие только в том случае, если они приняты до вступления в силу Федерального закона N 244-ФЗ.
Поскольку Закон Республики Башкортостан N 326-з вступил в силу одновременно с Федеральным законом N 244-ФЗ, то есть с 01.01.2007, установленные в данном нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации ограничения по размещению игорных заведений во встроенно-пристроенных нежилых помещениях жилых домов применению не подлежат. При этом в целях реализации положения п. 8 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ не имеет правового значения то обстоятельство, что Закон Республики Башкортостан N 326-з был принят 19.06.2006, поскольку до 01.01.2007 этот закон не действовал и соответственно он не порождал, не изменял и не прекращал каких-либо правоотношений в сфере игорного бизнеса.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии у управления полномочий на вынесение предписания как формы реагирования на определенное поведение граждан и иных лиц является ошибочным, так как сделан без учета положений Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции".
Однако такой вывод не повлиял на принятие судами правильного решения при оценке правомерности действий управления по вынесению оспариваемого предпринимателем предписания.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.03.2007 по делу N А07-385/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления внутренних дел Калининского района г. Уфы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Закон Республики Башкортостан N 326-з вступил в силу одновременно с Федеральным законом N 244-ФЗ, то есть с 01.01.2007, установленные в данном нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации ограничения по размещению игорных заведений во встроенно-пристроенных нежилых помещениях жилых домов применению не подлежат. При этом в целях реализации положения п. 8 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ не имеет правового значения то обстоятельство, что Закон Республики Башкортостан N 326-з был принят 19.06.2006, поскольку до 01.01.2007 этот закон не действовал и соответственно он не порождал, не изменял и не прекращал каких-либо правоотношений в сфере игорного бизнеса.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии у управления полномочий на вынесение предписания как формы реагирования на определенное поведение граждан и иных лиц является ошибочным, так как сделан без учета положений Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 февраля 2008 г. N Ф09-525/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника