Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 февраля 2008 г. N Ф09-426/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Магнитогорска (далее инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.05.2007 по делу N А76-3232/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Челябэнерго" (далее общество, налогоплательщик) к инспекции о признании недействительным требования.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции Молчанова Н.Ю. (доверенность от 10.01.2007 N 04/09).
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным требования инспекции от 15.12.2006 N 63415 об уплате налога, которым ему в том числе предложено уплатить пени в сумме 189 руб. 96 коп.
Решением суда от 03.05.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами п. 4 ст. 69, ст. 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению налогового органа, им соблюдены требования, установленные ст. 69, 70 Кодекса, по оформлению и порядку выставления оспариваемого требования, а пени, указанные в данном требовании, начислены налогоплательщику правомерно.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией в отношении общества выставлено требование по состоянию на 15.12.2006 N 63415 об уплате налогов, в котором налогоплательщику предложено в установленные сроки уплатить пени по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в сумме 189 руб. 96 коп.
Полагая, что указанный ненормативный акт оформлен с нарушением требований, установленных ст. 69 Кодекса, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды удовлетворили заявленные обществом требования, придя к выводу о недействительности оспариваемого ненормативного акта налогового органа, поскольку он не содержит понятной для налогоплательщика информации об имеющейся задолженности, сумме и периоде ее возникновения.
Выводы судов являются правильными и соответствуют материалам дела.
В силу ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по уплате налога, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
На то, что в направленном налогоплательщику требовании должны содержаться данные о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней, указано и в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено, что в нарушение указанных выше положений из оспариваемого требования налогового органа невозможно определить период начисления пеней, суммы задолженности, по которым произведено начисление пеней, налоговый период образования недоимки, ставку пеней, не представляется возможным установить обоснованность указанных в требовании сумм.
В силу ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом оспариваемого акта, возлагается на соответствующий орган. Инспекция обязана представить в понятной для налогоплательщика форме информацию об имеющейся задолженности, сумме, периоде ее возникновения и расчете пеней.
Доказательства правильности исчисления пеней, указанных в оспариваемом требовании, отсутствуют. Имеющийся в материалах дела расчет пеней не дает возможности проверить правильность расчетов инспекции, поскольку сумма пеней, указанная в представленном расчете, отличается о суммы пеней, указанной в требовании.
Таким образом, неисполнение инспекцией требований, установленных ст. 69 Кодекса, в совокупности с вышеуказанными обстоятельствами нарушает права налогоплательщика, предусмотренные ст. 21 Кодекса, так как создает для него условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога, не в состоянии четко определить, за какой налоговый период и за несвоевременную уплату какой суммы ему начислены пени.
При таких обстоятельствах суды полно и всесторонне исследовали фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, дали надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, а также доводам и возражениям сторон. Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемого судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы налогового органа, изложенные в жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба инспекции - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.05.2007 по делу N А76-3232/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Магнитогорска - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Магнитогорска в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На то, что в направленном налогоплательщику требовании должны содержаться данные о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней, указано и в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
...
Доказательства правильности исчисления пеней, указанных в оспариваемом требовании, отсутствуют. Имеющийся в материалах дела расчет пеней не дает возможности проверить правильность расчетов инспекции, поскольку сумма пеней, указанная в представленном расчете, отличается о суммы пеней, указанной в требовании.
Таким образом, неисполнение инспекцией требований, установленных ст. 69 Кодекса, в совокупности с вышеуказанными обстоятельствами нарушает права налогоплательщика, предусмотренные ст. 21 Кодекса, так как создает для него условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога, не в состоянии четко определить, за какой налоговый период и за несвоевременную уплату какой суммы ему начислены пени."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 февраля 2008 г. N Ф09-426/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника