Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 февраля 2008 г. N Ф09-727/08-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.2007 (резолютивная часть от 17.08.2007) по делу N А60-11310/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Новоуральскэлектромонтаж" (далее - общество "Новоуральскэлектромонтаж") - Журавлев А.А. (доверенность от 15.06.2007);
управления - Гузаева Г.А. (доверенность от 21.12.2007 N 08-16/339), Левит А.М. (доверенность от 21.12.2007 N 08-16/353);
Комитета по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа (далее - комитет) - Бурматов Е.К. (доверенность от 22.09.2006 N 66 АБ 429812).
Общество "Новоуральскэлектромонтаж" обратилось с заявлением о признании незаконными действий управления, выразившихся в отказе государственного регистратора Ягжина Р.В. от 30.03.2007 N 31/016/2007-047 зарегистрировать право собственности общества "Новоуральскэлектромонтаж" в размере 1/2 доли в общей долевой собственности на объект недвижимости - нежилое административно-хозяйственное здание площадью 366,3 кв.м, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 8г. Третье лицо - комитет.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.2007 (резолютивная часть от 17.08.2007) заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия управления, выразившиеся в отказе государственного регистратора зарегистрировать за обществом "Новоуральскэлектромонтаж" право на долю в размере 1/2 доли в общей долевой собственности на административно-хозяйственное здание площадью 366,3 кв.м, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 8г.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что представленный обществом "Новоуральскэлектромонтаж" на государственную регистрацию права инвестиционный договор не соответствует требованиям Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"; так как приватизация муниципального имущества не предусмотренными законом способами запрещена, поэтому отказ в государственной регистрации права является правомерным. По мнению заявителя, в процессе реконструкции не была создана новая вещь, поэтому названное здание является муниципальным имуществом, отчуждение которого в рамках инвестиционного договора противоречит требованиям, установленным п. 2 ст. 124, ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В отзывах на кассационную жалобу общество "Новоуральскэлектромонтаж", комитет возражают против изложенных в ней доводов, Считают их необоснованными, просят оставить в силе обжалуемые судебные акты. Как указывает комитет, решением Новоуральской городской Думы от 29.03.2006 N 36 утверждено Положение "Об инвестициях в муниципальные объекты недвижимости Новоуральского городского округа", согласно которым арендатор недвижимого муниципального имущества вправе заключить с собственником имущества договор об инвестиционной деятельности, реконструировать объект аренды и после приемки нового объекта государственной комиссией получить в собственность часть объекта соразмерно вложенным средствам.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, постановлением главы г. Новоуральска от 03.06.2005 N 1267 разрешена реконструкция нежилого здания (здание мастерских), находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 8г, под офис-склад. Муниципальное образование "Город Новоуральск" выступило совместно с обществом "Новоуральскэлектромонтаж" долевым участником в реконструкции помещения, комитету поручено по окончании строительства провести совместно с обществом "Новоуральскэлектромонтаж" государственную регистрацию права общей долевой собственности на здание в соразмерных вложениям долях (т. 1, л.д. 63).
Между муниципальным образованием "Город Новоуральск" в лице комитета (участник) и обществом "Новоуральскэлектромонтаж" (инвестор) 06.06.2005 заключен инвестиционный договор о долевом участии в реконструкции нежилого здания, находящегося по адресу: г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 8г, под офис-склад (т. 1, л.д. 64, 65).
По условиям данного договора стороны обязались на долевых началах произвести реконструкцию названного здания с целью дальнейшего ввода данного объекта в эксплуатацию как административно-хозяйственного здания, а также приобретения права общей долевой собственности на него. Участник обязался предоставить нежилое административное здание, а инвестор за свой счет произвести его реконструкцию и сдать его в эксплуатацию. Участник и инвестор участвуют в реконструкции в равных долях (1/2; п. 1, 3, 4, 7 инвестиционного договора).
Согласно свидетельству о праве собственности от 11.01.2004 названное здание находится в муниципальной собственности, включено в реестр муниципальной собственности за номером 82 (т. 2, л.д. 23; п. 1 инвестиционного договора).
Постановлением главы г. Новоуральска от 27.10.2005 N 2284 утвержден акт приемки административно-хозяйственного здания, расположенного по адресу: г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 8г, после реконструкции (т. 1, л.д. 57).
Согласно акту приемки законченного строительством объекта, дефектной ведомости от 14.07.2003 N 1 на объекте выполнены демонтажные и монтажные работы перегородок, оконных и дверных коробок, решеток, заклада проемов, установка каркасов стен и потолков, их облицовка, внешние наружные коммуникации горячего и холодного водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и связи, работы выполнены в соответствии с проектом; объект отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам (т. 1, л.д. 58, 59, 125).
В соответствии со справкой администрации Новоуральского городского округа от 07.08.2007 остаточная стоимость нежилого здания до реконструкции составляла 701 298 руб. 78 коп., после реконструкции - 2651376 руб., в том числе доля Новоуральского городского округа - 132568 руб. (т. 1, л.д. 137).
Муниципальным образованием "Город Новоуральск" в лице комитета и обществом, "Новоуральскэлектромонтаж" 08.12.2005 подписано соглашение, согласно которому произведен раздел объекта, образованного в результате долевого участия в реконструкции нежилого здания, в равных долях: по 1/2 доли прав общей долевой собственности (т. 1, л.д. 66).
Общество "Новоуральскэлектромонтаж" 01.02.2007 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности в размере 1/2 доли на объект недвижимого имущества: административно-хозяйственное здание, расположенное по адресу: г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 8г (т. 1, л.д. 53).
Государственным регистратором Ягжиным Р.В. в сообщении от 30.03.2007 N 31/016/2007-047 обществу "Новоуральскэлектромонтаж" отказано в государственной регистрации права (т. 1, л.д. 53).
Управлением отказано в государственной регистрации права собственности на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", с указанием на нарушение положений ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 19, 20 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Обшество "Новоуральскэлектромонтаж", считая, что отказ в государственной регистрации права собственности не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
В силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что решение, действия (бездействие) нарушают их права, и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение (ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании абз. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Обществу "Новоуральскэлектромонтаж" отказано в государственной регистрации права собственности на долю в праве собственности на спорный объект недвижимости на основании абз. 4, 10 ч. 1 ст. 20 названного Закона, согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, либо не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав. При этом в сообщении от 30.03.2007 указано, что представленные на регистрацию документы не соответствуют требованиям, установленным ст. 19, 20 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемых в форме капительных вложений", а также не представлены документы, подтверждающие соблюдение требований, установленных ст. 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В силу абз. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно ст. 19 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капительных вложений" регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в том числе, путем вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (п. 1 ст. 3 названного Закона).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капительных вложений" инвесторы имеют равные права на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений.
Суды пришли к выводу о том, что названный закон не содержит запретов или ограничений на вовлечение в инвестиционный процесс не только временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, но и иных объектов муниципальной собственности, таким образом, судами не установлено нарушений условиями инвестиционного договора положений ст. 19, 20 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Кроме того, в процессе реконструкции объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 8г, были изменены качественные характеристики здания (количество помещений, инженерно-техническое обеспечение, качество отделки), возросла стоимость объекта, изменилось назначение здания (до реконструкции - кухня-столовая, мастерские, после реконструкции - административно-хозяйственное здание).
Данные обстоятельства, как указывают суды, свидетельствуют о том, что право собственности общества "Новоуральскэлектромонтаж", возникло не на муниципальное имущество, возмездно переданное в неизменном виде с баланса муниципального образования на баланс общества, а на имущество, созданное на средства общества и выраженное в виде доли в праве общей долевой собственности на здание. Поэтому к данным правоотношениям неприменимы положения ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Данные выводы судов являются обоснованными, соответствуют приведенном нормам права.
Таким образом, отказ обществу "Новоуральскэлектромонтаж" в государственной регистрации права собственности на долю в названном объекте недвижимости по основаниям, указанным в сообщении управления от 30.03.2007, неправомерен.
С учетом изложенного доводы заявителя кассационной жалобы о том, что инвестиционный договор не соответствует требованиям действующего законодательства, а в процессе реконструкции не был создан иной объект недвижимости, в связи с чем спорные помещения являются муниципальным имуществом, отклоняются как не нашедшие подтверждения в материалах дела.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всестороннее, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.2007 (резолютивная часть от 17.08.2007) по делу N А60-11310/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к выводу о том, что названный закон не содержит запретов или ограничений на вовлечение в инвестиционный процесс не только временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, но и иных объектов муниципальной собственности, таким образом, судами не установлено нарушений условиями инвестиционного договора положений ст. 19, 20 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Кроме того, в процессе реконструкции объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 8г, были изменены качественные характеристики здания (количество помещений, инженерно-техническое обеспечение, качество отделки), возросла стоимость объекта, изменилось назначение здания (до реконструкции - кухня-столовая, мастерские, после реконструкции - административно-хозяйственное здание).
Данные обстоятельства, как указывают суды, свидетельствуют о том, что право собственности общества "Новоуральскэлектромонтаж", возникло не на муниципальное имущество, возмездно переданное в неизменном виде с баланса муниципального образования на баланс общества, а на имущество, созданное на средства общества и выраженное в виде доли в праве общей долевой собственности на здание. Поэтому к данным правоотношениям неприменимы положения ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 февраля 2008 г. N Ф09-727/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника