Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 февраля 2008 г. N Ф09-705/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сосновском районе Челябинской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.11.2007 (резолютивная часть от 31.10.2007) по делу N А76-18410/07.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
От управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Сосновское производственное многоотраслевое объединение коммунального хозяйства" (далее - предприятие) пеней в сумме 57867 руб. 85 коп., начисленных на задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004-2005 гг.
Решением суда от 05.11.2007 (резолютивная часть от 31.10.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности (банкротстве) и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума N 25).
Как следует из материалов дела, предприятие было признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, о чем 16.10.2004 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц N 2047418003972.
Управлением было установлено, что у предприятия имеется задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004-2005 гг., на которую ему были начислены пени за период с 05.05.2006 по 20.04.2007 в сумме 57867 руб. 85 коп.
Управлением предприятию было выставлено требование от 20.04.2007 N 128 об уплате пеней.
Поскольку данное требование в добровольном порядке предприятием исполнено не было, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанной суммы пеней.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в силу ст. 126 Закона о несостоятельности (банкротстве) с даты вынесения судом решения о признании должника банкротом прекращается начисление пеней по всем видам задолженности должника.
Указанный вывод суда является ошибочным в связи со следующим.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем их уплаты.
Пунктом 4 ст. 142 Закона о несостоятельности (банкротстве) установлено, что требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 15 постановления Пленума N 25 при применении п. 4 ст. 142 Закона о несостоятельности (банкротстве) необходимо учитывать, что указанная норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п. 5 ст. 134 Закона о несостоятельности (банкротстве). Требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в порядке, установленном ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предусмотренный ст. 94, 95 Закона о несостоятельности (банкротстве) мораторий на удовлетворение требований кредиторов на требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется.
В силу п. 29 постановления Пленума N 25 требования об уплате пеней, начисленных в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной п. 4 ст. 142 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства относятся к текущим платежам.
Спорная сумма пеней начислена на задолженность по страховым взносам, обязанность по уплате которых возникла после вынесения Арбитражным судом Челябинской области решения о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и введении в отношении него конкурсного производства. Следовательно, данная задолженность и начисленные на нее пени являются текущими платежами.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт об отказе во взыскании пеней в размере 57867 руб. 85 коп., начисленных на сумму задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, образовавшуюся после открытия в отношении предприятия конкурсного производства, подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства дела судом установлены правильно, спор относительно размера начисленных пеней отсутствует, по делу следует принять новый судебный акт об удовлетворении требований управления.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.11.2007 (резолютивная часть от 31.10.2007) по делу N А76-18410/07 отменить.
Заявленные требования государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сосновском районе Челябинской области удовлетворить.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Сосновское производственное многоотраслевое объединение коммунального хозяйства" в доход бюджета пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 57867 руб. 85 коп., в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 15 постановления Пленума N 25 при применении п. 4 ст. 142 Закона о несостоятельности (банкротстве) необходимо учитывать, что указанная норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п. 5 ст. 134 Закона о несостоятельности (банкротстве). Требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в порядке, установленном ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предусмотренный ст. 94, 95 Закона о несостоятельности (банкротстве) мораторий на удовлетворение требований кредиторов на требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется.
В силу п. 29 постановления Пленума N 25 требования об уплате пеней, начисленных в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной п. 4 ст. 142 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства относятся к текущим платежам."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 февраля 2008 г. N Ф09-705/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника