Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 февраля 2008 г. N Ф09-513/08-С2
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 апреля 2008 г. N 5091/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области (далее - налоговый орган, инспекция) и индивидуального предпринимателя Бунькова Алексея Сергеевича (далее - предприниматель, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.10.2007 по делу N А60-13307/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Степанова Т.М. (доверенность от 07.11.2007 N 32), Шалаева С.Н. (доверенность от 29.11.2007 N 24);
предпринимателя - Назаров Е.В. (доверенность от 28.06.2007).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 27.06.2007 N 336, принятого по результатам выездной налоговой проверки.
Указанным решением предпринимателю начислены налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2004 г. в сумме 227299 руб. и за 2005 г. в сумме 156444 руб., единый социальный налог (далее - ЕСН) 2004 г. в сумме 63896 руб. и за 2005 г. в сумме 37827 руб., налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2004-2005 гг., 1 и 4 кварталы 2006 г. в общей сумме 692967 руб., страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 250 руб., пени в общей сумме 346707 руб., а также штрафы, предусмотренные п. 1 ст. 122, п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), за непредставление в установленный срок налоговой декларации по ЕСН за 2004 г. и п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) в общей сумме 375458 руб.
Как следует из материалов дела, предприниматель осуществлял в проверяемый период реализацию сельскохозяйственной техники, приобретаемой у контрагентов - общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческое предприятие "Принцип", сельского кооперативного хозяйства "Колхоз им. Ленина", общества с ограниченной ответственностью "Подсобное хозяйство им. Мичурина", общества с ограниченной ответственностью "Рубин", общества с ограниченной ответственностью "Иртыш", общества с ограниченной ответственностью "Дубровинское".
По мнению налогового органа у предпринимателя отсутствовали основания для применения налогового вычета по НДС, поскольку счета-фактуры, представленные в обоснование суммы налога, заявленной к вычету, составлены с нарушением требований, установленных ст. 169 Кодекса. Кроме того, не подтвержден факт уплаты полученных сумм налогов в бюджет вышеуказанными поставщиками. Инспекция также полагает, что предпринимателем завышены суммы профессиональных вычетов по НДФЛ и ЕСН.
Решением суда от 12.10.2007 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение инспекции от 27.06.2007 N 336 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), за неуплату налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в 2004 г. в сумме 40833 руб., в 2005 г. в сумме 28676 руб., начислен НДФЛ за 2004 г. в сумме 227299 руб., за 2005 г. в сумме 156444 руб., соответствующие суммы пени, а также в части привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа за неуплату единого социального налога (далее - ЕСН) в 2004 г. в сумме 12779 руб., в 2005 г. - 7566 руб., по п. 2 ст. 119 Кодекса в сумме 146961 руб., начислены ЕСН за 2004 г. 63896 руб., за 2005 г. в сумме 4727 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 85423 руб., соответствующие суммы пени и штраф в сумме 17084 руб. 60 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2007 решение суда отменено в части признания недействительным решение инспекции от 27.06.2007 N 366 в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 85423 руб., соответствующие суммы пени и штрафа. В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Дополнительно признано недействительным решение инспекции от 27.06.2007 N 366 в части привлечения к ответственности по п. 2 ст. 27 Закона в виде взыскания штрафа в сумме 50 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить в части признания недействительным решения налогового органа о начислении спорных сумм НДФЛ, ЕСН, соответствующих пени и штрафов, предусмотренных п. 1 ст. 122 и п. 2 ст. 119 Кодекса, и отказать предпринимателю в удовлетворении заявленных требований в указанной части, ссылаясь на неправильное применение судами подп. 7 п. 1 ст. 31 Кодекса.
Предприниматель, обжалуя судебные акты, указывает на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и просит в части отказа в удовлетворении его требований судебные акты отменить, дело отправить на новое рассмотрение.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобах, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не нашел.
Разрешая спор в части начисления налоговым органом спорных сумм НДФЛ и ЕСН за 2004-2005 гг., соответствующих пени и штрафов, суды первой и апелляционной инстанций на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и руководствуясь ст. 210, 221, 237 Кодекса, установили, что заявителем не обеспечен надлежащий учет собственных затрат и достоверность сведений о расходах, понесенных при осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку представленные платежные документы не содержат данных, позволяющих идентифицировать платежи как оплату приобретенной у вышеуказанных поставщиков сельскохозяйственной техники.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Учитывая, что в нарушение изложенных норм налоговый орган не воспользовался правом, предусмотренным подп. 7 п. 1 ст. 31 Кодекса, по определению сумм налогов расчетным путем, а также не обеспечил предпринимателю право на профессиональные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 221 Кодекса, суды пришли к правильному выводу о недоказанности сумм начисленных налогов, в связи с чем решение инспекции в указанной части правомерно признали недействительным.
Отменяя решения суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных предпринимателем требований по вопросу признания недействительным решения инспекции в части начисления спорной суммы НДС, пени и штрафа, суд апелляционной инстанции указал на несоблюдение предпринимателем требований законодательства о налогах и сборах при предъявлении налога к вычету.
Согласно ст. 169, 171, 172 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить НДС на установленные налоговые вычеты, которые производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Из материалов дела следует, что представленные предпринимателем накладные, квитанции к приходным кассовым ордерам, счета-фактуры, выписанные контрагентами, содержат противоречивые сведения, в ряде случаев отсутствуют обязательные реквизиты и информация о хозяйственных операциях, а также имеются недостоверные данные.
Кроме того, оплата за приобретенные у общества с ограниченной ответственностью "Рубин" и общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческое предприятие "Принцип" товары производилась наличными денежными средствами с использованием незарегистрированной контрольно-кассовой техники.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии у инспекции оснований для начисления предпринимателю НДС, пени и взыскания штрафа.
Доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств дела, правильно определенных судом апелляционной инстанции, что недопустимо в силу ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.10.2007 по делу N А60-13307/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области и индивидуального предпринимателя Бунькова Алексея Сергеевича - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по ее кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что в нарушение изложенных норм налоговый орган не воспользовался правом, предусмотренным подп. 7 п. 1 ст. 31 Кодекса, по определению сумм налогов расчетным путем, а также не обеспечил предпринимателю право на профессиональные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 221 Кодекса, суды пришли к правильному выводу о недоказанности сумм начисленных налогов, в связи с чем решение инспекции в указанной части правомерно признали недействительным.
Отменяя решения суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных предпринимателем требований по вопросу признания недействительным решения инспекции в части начисления спорной суммы НДС, пени и штрафа, суд апелляционной инстанции указал на несоблюдение предпринимателем требований законодательства о налогах и сборах при предъявлении налога к вычету.
Согласно ст. 169, 171, 172 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить НДС на установленные налоговые вычеты, которые производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 февраля 2008 г. N Ф09-513/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника