Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 февраля 2008 г. N Ф09-863/08-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.11.2007 по делу N А07-13205/07.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Исаенко В.Е. (доверенность от 18.01.2008 N 0303/0200).
Представитель муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - предприятие, налогоплательщик), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 10.08.2007 N 1165 о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Решением суда от 20.11.2007 заявление удовлетворено частично, признано недействительным решение налогового органа в части начисления пеней в сумме 95754 руб. 42 коп.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, в удовлетворении требований предприятия отказать полностью, ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 95 Федерального закона Российской Федерации от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и закону.
Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес предприятия направлено требование от 26.06.2007 N 8526 об уплате налога, пени, штрафа.
В связи с неисполнением в установленный срок требования в добровольном порядке налоговым органом вынесено решение от 10.08.2007 N 1165 о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке.
Предприятие, полагая, что ненормативный акт налогового органа не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования предприятия частично, исходил из необоснованного начисления инспекцией сумм пеней в период внешнего управления.
Как установлено судом, определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2004 по делу N А07-8226/04 в отношении налогоплательщика введена процедура внешнего управления.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.03.2007 по делу N А07-8226/04, вынесенным по результатам рассмотрения ходатайства собрания кредиторов предприятия, налогоплательщик переведен к расчетам с кредиторами.
Судом правомерно указано, что в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона расчеты с кредиторами не являются самостоятельной процедурой в деле о банкротстве, в отличие от внешнего управления, которое является такой процедурой. Таким образом, переход к расчетам с кредиторами не является прекращением внешнего управления, а расчеты с кредиторами осуществляются в рамках внешнего управления.
Согласно п. 1 ст. 94 Закона с даты введения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 95 Закона установлено, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
В течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.
Из материалов дела следует, что мораторная задолженность перед инспекцией была погашена предприятием 25.04.2007.
Судом установлено, что задолженность по сумме пеней в размере 95754 руб. 42 коп. начислена за период с 16.03.2007 по 25.04.2007, то есть период начисления приходится на период внешнего управления.
В силу п. 1 ст. 45 Кодекса неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 46 Кодекса взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Положения указанной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога (п. 9 ст. 46 Кодекса).
Таким образом, поскольку предприятие своевременно и в полном объеме произвело расчеты с кредиторами, а также учитывая то, что спорная сумма пеней начислена в период моратория, решение налогового органа о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке от 10.08.2007 N 1165 правомерно признано решением суда недействительным в оспариваемой части, поскольку не соответствует нормам Федерального закона Российской Федерации от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на доводы, являвшиеся обоснованием его позиции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.11.2007 по делу N А07-13205/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2 ст. 46 Кодекса взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Положения указанной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога (п. 9 ст. 46 Кодекса).
Таким образом, поскольку предприятие своевременно и в полном объеме произвело расчеты с кредиторами, а также учитывая то, что спорная сумма пеней начислена в период моратория, решение налогового органа о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке от 10.08.2007 N 1165 правомерно признано решением суда недействительным в оспариваемой части, поскольку не соответствует нормам Федерального закона Российской Федерации от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 февраля 2008 г. N Ф09-863/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника