Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 марта 2008 г. N Ф09-950/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу закрытого акционерного общества "Металлургмонтаж" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.09.2007 по делу N А76-9496/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными актов-предписаний Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области (далее - управление) от 25.04.2007 N 19-16-51, 19-16-52, 19-16-53.
Решением суда от 05.09.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Положения об Управлении государственного энергетического надзора, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.07.2006 N 688, п. 2 приложения N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению общества, оспариваемые акты-предписания не соответствуют нормативным актам и незаконно возлагают на него обязанности по их исполнению.
Как следует из материалов дела, управлением предписано (акты-предписания от 19.12.2006 N 19-16-20, 19-16-21, 19-16-22) устранить выявленные нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и Правил техники безопасности при эксплуатации теплоэнергетических объектов обществом.
На основании распоряжения от 19.04.2007 N 78 сотрудником отдела по надзору за теплоэнергетическими объектами и оборудованием, работающим под давлением, управления проведено плановое мероприятие по контролю выполнения обязательных требований данных актов-предписаний, в ходе которого выявлено частичное их неисполнение.
По результатам проверки управлением выданы акты-предписания от 25.04.2007 N 19-16-51, 19-16-52, 19-16-53 по устранению ранее выявленных и неустраненных нарушений.
Полагая, что акты-предписания управления от 25.04.2007 N 19-16-51, 19-16-52, 19-16-53 не соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2004 N 401, нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанных актов-предписаний недействительными.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Российской Федерации N 401 следует читать как "30 июля 2004 г."
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемых ненормативных актов закону и иным нормативным актам и отсутствия нарушения управлением прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
В соответствии с п. 1 Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.
Пунктами 5.3.1.5 Положения установлено, что Федеральная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.
В состав Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору входит Управление государственного энергетического надзора, действующее на основании Положения об Управлении государственного энергетического надзора.
Согласно п. 4.9 Положения об Управлении государственного энергетического надзора управление обеспечивает организацию и осуществляет контроль и надзор, в частности за техническим состоянием и безопасным обслуживанием оборудования и основных сооружений котельных, тепловых сетей, тепловых установок потребителей; за соблюдением организациями правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, тепловых сетей и требований безопасности при их эксплуатации, правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлением; за соблюдением требований безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под давлением.
Указанными нормативными и локальными актами подтверждается наличие у управления соответствующих полномочий.
В силу п. 2 приложения Федерального закона N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
В соответствии с п. 12 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра (РД-03-16-2006), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.07.2006 N 682 (далее - Требования к регистрации объектов), в процессе идентификации выявляются все опасные производственные объекты, все признаки опасности и единственный тип каждого опасного производственного объекта, эксплуатируемого организацией, с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области промышленной безопасности и на основе анализа состава предприятия (имущественного комплекса), проектной документации, деклараций промышленной безопасности, технологических регламентов и других документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.
Согласно п. 13 Требований к регистрации объектов при идентификации опасного производственного объекта в качестве объединяющего признака используются производственная площадка (земельный участок) или производственное здание, на которой (в котором) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (далее - обращаются) опасные вещества; используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 град. С; стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы и сплавы черных и цветных металлов; ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых и работы в подземных условиях.
Опасным производственным объектом считается не отдельный механизм, оборудование, емкость с опасным веществом, а производственный объект, на котором обращается такое вещество или применяется такое техническое устройство.
В качестве опасного производственного объекта следует выделять предприятие (или его цех, участок и др.), расположенное на одной производственной площадке.
Согласно свидетельству А56-70369 о регистрации опасных производственных объектов, выданным 14.12.2006 (л.д. 35), общество осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов, в том числе систему газопотребления предприятия. В данной системе газопотребления используется котел водогрейный ГКВ-2,5-95.
Из паспорта котла водогрейного КВ-Г-2,5-95 регистрационный N 1 следует, что данный котел представляет собой теплоэнергетическую установку, эксплуатация которой связана с потреблением газа, при этом расчетное давление составляет 1,6 МПа.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, водогрейным котлом признается устройство, в топке которого сжигается топливо, а теплота сгорания используется для нагрева воды, находящейся под давлением выше атмосферного и используемой в качестве теплоносителя вне этого устройства.
Соответственно, газовая котельная, наружные тепловые сети системы теплоснабжения являются совокупностью технологически связанных установок, работающих взаимосвязано и неотъемлемо. Таким образом, поскольку котел водогрейный входит в систему газопотребления предприятия, которая зарегистрирована как опасный производственный объект, то и наружные теплосети и система теплоснабжения предприятия относятся к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте.
При таких обстоятельствах суды обосновано пришли к выводам о том, что управление вправе осуществлять полномочия по контролю и надзору за соблюдением установленных законодательством требований при эксплуатации теплового энергетического оборудования, следовательно, выводы судов о соответствии актов-предписаний управления от 25.04.2007 N 19-16-51, 19-16-52, 19-16-53 закону и иным нормативным актам и отсутствия нарушения управлением прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются правильными.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела и по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.09.2007 по делу N А76-9496/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Металлургмонтаж" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 13 Требований к регистрации объектов при идентификации опасного производственного объекта в качестве объединяющего признака используются производственная площадка (земельный участок) или производственное здание, на которой (в котором) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (далее - обращаются) опасные вещества; используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 град. С; стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы и сплавы черных и цветных металлов; ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых и работы в подземных условиях.
...
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, водогрейным котлом признается устройство, в топке которого сжигается топливо, а теплота сгорания используется для нагрева воды, находящейся под давлением выше атмосферного и используемой в качестве теплоносителя вне этого устройства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 марта 2008 г. N Ф09-950/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника