Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 марта 2008 г. N Ф09-953/08-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 2008 г. N 6815/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургский радиатор" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.06.2007 по делу N А47-6469/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007.
От общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Ходатайство удовлетворено судом.
Представители Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - управление), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 08.06.2006 N 2/98 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.
Решением суда от 09.06.2007 (резолютивная часть от 31.05.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), а также Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее Инструкция N 117-И). По мнению общества, несвоевременное представление в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах, а также самих подтверждающих документов не образует состава вменяемого обществу административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, управлением с 17.04.2006 по 25.05.2006 проведена проверка по вопросам соблюдения требований валютного законодательства и актов валютного регулирования при осуществлении обществом внешнеэкономической деятельности за период с 01.01.2005 по 01.04.2006.
В ходе проведения проверки управлением установлено, что между обществом и Торговым частным унитарным предприятием "Трактородеталь-Сервис" (Республика Белоруссия) заключен дистрибьюторский договор от 20.12.2005 N 593/12/05-ОР (далее - договор) на поставку радиаторной продукции (вид сделки "1" - вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации). Минимальный ежемесячный объем выборки указанной продукции был установлен названным договором в сумме 1500000 руб. В Оренбургском филиале Сбербанка России оформлен паспорт сделки N 05120011/1481/1042/1/0 от 22.12.2005.
Договором установлен следующий порядок осуществления платежей: 100% предоплата каждой партии отгружаемой продукции. Поставка осуществляется в течение месяца партиями по заявке иностранного контрагента.
Товары вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации на сумму 743235 руб. 40 коп. на основании счета-фактуры от 27.12.2005 N 2042 и товарной накладной от 27.12.2005 N 2042, однако справка о подтверждающих документах и сами подтверждающие документы были представлены обществом в уполномоченный банк с нарушением предусмотренного законодательством Российской Федерации срока.
Данные обстоятельства, по мнению управления, являются нарушением требований ст. 20 Закона N 173-ФЗ, п. 2.1, 2.2, 2.4, 2.6, 2.7 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П), п. 3.14 Инструкции N 117-И.
По результатам проверки управлением 25.05.2006 составлены акт и протокол N 2/98 об административном правонарушении, а также вынесено постановление от 08.06.2006 N 2/98 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы судов о том, что несвоевременное представление обществом в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, являются ошибочными в связи со следующим.
Часть 6 ст. 15.25 Кодекса предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять в органы валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 данного Закона.
В ч. 4 с. 5 Закона N 173-ФЗ указано, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона N 173-ФЗ порядок предоставления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 Положения N 258-П резидент в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением представляет в банк, в котором резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (подтверждающие документы). Пункт 2.2 Положения N 258-П предписывает резидентам представлять подтверждающие документы в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
Вместе с тем подтверждающие документы и справка о подтверждающих документах, которые в установленном порядке представляют резиденты, не являющиеся уполномоченными банками, не отнесены Центральным банком Российской Федерации ни в Положении N 258-П, ни в каком-либо ином действующем нормативно правовом акте, к формам учета и отчетности по валютным операциям.
Указанная позиция изложена также Центральным банком Российской Федерации в письме от 26.07.2007 N 04-31-2/3178 "О применении части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Правильность этой позиции следует также из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 N ВАС-14520/07.
Таким образом, счет-фактура от 27.12.2005 N 2042 и товарная накладная от 27.12.2005 N 2042 и справка о документах, подтверждающих совершение валютных операций по данному договору, не могут рассматриваться как формы учета и отчетности по валютным операциям.
С учетом изложенного несоблюдение обществом порядка и сроков представления в уполномоченный банк упомянутых документов не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, то есть отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности за вменяемое ему административное правонарушение.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты не могут являться законными и обоснованными и на основании ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значении для дела, судами установлены в полном объеме, однако нормы материального права ими применены неправильно, суд кассационной инстанции в силу п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.06.2007 по делу N А47-6469/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 по тому же делу отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Оренбургский радиатор" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области от 08.06.2006 N 2/98 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Оренбургский радиатор" к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильность этой позиции следует также из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 N ВАС-14520/07.
Таким образом, счет-фактура от 27.12.2005 N 2042 и товарная накладная от 27.12.2005 N 2042 и справка о документах, подтверждающих совершение валютных операций по данному договору, не могут рассматриваться как формы учета и отчетности по валютным операциям.
С учетом изложенного несоблюдение обществом порядка и сроков представления в уполномоченный банк упомянутых документов не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, то есть отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности за вменяемое ему административное правонарушение.
...
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области от 08.06.2006 N 2/98 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Оренбургский радиатор" к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 марта 2008 г. N Ф09-953/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника