Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 марта 2008 г. N Ф09-1194/08-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу администрации Чайковского городского поселения Пермского края (далее - администрация городского поселения) на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.09.2007 (резолютивная часть от 20.09.2007) по делу N А50-8547/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2007 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От администрации Чайковского муниципального района (далее администрация муниципального района) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. В силу ст. 159, ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство удовлетворено.
Администрация муниципального района обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к администрации городского поселения, Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (далее - управление) о признании недействительной государственной регистрации права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 2488 кв.м, кадастровый номер 59:12:001 42:0009, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, по ул. Ленина, район жилого дома N 63/2, для оздоровительной деятельности. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное учреждение "Комитет по физической культуре, спорту и туризму" (далее учреждение "КФКСТ").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.09.2007 (резолютивная часть от 20.09.2007) исковые требования удовлетворены. Признана недействительной государственная регистрация права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 2488 кв.м, кадастровый номер 59:12:001 42:0009, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, по ул. Ленина, район жилого дома N 63/2.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация городского поселения просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судами ст. 49, 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку требования истца вытекают как из гражданско-правовых оснований (спор о праве), так и из публичных правоотношений (оспаривание действия управления), что не может быть рассмотрено в порядке искового производства. По мнению заявителя, истцом не доказан факт нарушения его прав и законных интересов государственной регистрацией права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение", поскольку на момент вынесения постановления от 31.05.2006 N 430 администрация городского поселения обладала полномочиями по распоряжению спорным земельным участком.
В отзыве на кассационную жалобу администрация муниципального района возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит обжалуемые судебные акты в части удовлетворения исковых требований к Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю отменить.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждается, что управлением 26.04.2007 на основании п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 2488 кв.м, кадастровый номер 59:12:001 42:0009, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, по ул. Ленина, район жилого дома N 63/2, для оздоровительной деятельности (т. 2, л.д. 33).
Постановлением администрации городского поселения от 08.05.2007 N 600 названный земельный участок предоставлен учреждению "КФКСТ" в постоянное (бессрочное) пользование. Право пользования земельным участком зарегистрировано 21.06.2007 (т. 2, л.д. 32, 34).
Администрация муниципального района, считая, что государственная регистрация права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на спорный земельный участок проведена с существенными нарушениями действующего законодательства, поскольку администрация городского поселения в соответствии с п. 10 ст. 3, п. 2 ст. 11 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не обладала полномочиями по распоряжению данным земельным участком, в том числе по его передаче муниципальному учреждению, поэтому муниципальное образование "Чайковское городское поселение" не могло приобрести право собственности на земельный участок на основании п. 3 ст. 3.1 названного Закона, обратилась в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим иском.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В Федеральном законе "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" статья 11 отсутствует
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. При этом суд оценивает законность оснований возникновения зарегистрированного права.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований возникновения и государственной регистрации права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на спорный земельный участок.
На основании п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 30.06.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Как установлено судами, на указанном земельном участке объекты недвижимости, находящиеся в собственности Чайковского городского поселения, не расположены.
При этом судами надлежаще оценен довод администрации городского поселения о том, что до 01.07.2006 учреждению "КФКСТ" предоставлен спорный земельный участок на основании постановления администрации городского поселения от 31.05.2006 N 430, договора от 31.05.2006 N 0315/02. Формирование названного земельного участка и его постановка на государственный кадастровый учет осуществлены 05.12.2006, право собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" зарегистрировано 05.12.2006, то есть после вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 30.06.2006). Согласно п. 10 ст. 3 названного Закона (с изменениями, вступившими в силу 01.07.2006) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Поскольку Чайковское городское поселение не наделено статусом района, городского округа или поселения, являющегося административным центром субъекта Российской Федерации, то органом, обладающим правом распоряжения (предоставления) данным земельным участком является администрация муниципального района (ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Ссылка администрации городского поселения на то, что истцом не доказан факт нарушения его прав и законных интересов государственной регистрацией права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение", была предметом рассмотрения апелляционного суда, ей дана надлежащая правовая оценка.
Довод администрации городского поселения о том, что требования истца вытекают как из гражданско-правовых, так и из публичных правоотношений, что не может быть рассмотрено в порядке искового производства, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку истец в обоснование своих требований ссылался на отсутствие правовых оснований возникновения права собственности и полномочий по распоряжению спорным имуществом, данный спор имеет гражданско-правовой характер и подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Поскольку определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.02.2008 о принятии кассационной жалобы к производству администрации городского поселения была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения жалобы, она подлежит взысканию с заявителя.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.09.2007 (резолютивная часть от 20.09.2007) по делу N А50-8547/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Чайковского городского поселения Пермского края - без удовлетворения.
Взыскать с администрации Чайковского городского поселения Пермского края в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, на указанном земельном участке объекты недвижимости, находящиеся в собственности Чайковского городского поселения, не расположены.
При этом судами надлежаще оценен довод администрации городского поселения о том, что до 01.07.2006 учреждению "КФКСТ" предоставлен спорный земельный участок на основании постановления администрации городского поселения от 31.05.2006 N 430, договора от 31.05.2006 N 0315/02. Формирование названного земельного участка и его постановка на государственный кадастровый учет осуществлены 05.12.2006, право собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" зарегистрировано 05.12.2006, то есть после вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 30.06.2006). Согласно п. 10 ст. 3 названного Закона (с изменениями, вступившими в силу 01.07.2006) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Поскольку Чайковское городское поселение не наделено статусом района, городского округа или поселения, являющегося административным центром субъекта Российской Федерации, то органом, обладающим правом распоряжения (предоставления) данным земельным участком является администрация муниципального района (ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 марта 2008 г. N Ф09-1194/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника