Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 марта 2008 г. N Ф09-1139/08-С4
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 апреля 2008 г. N 5027/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.10.2007 по делу N А76-5773/2007-2-248 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 по указанному делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Биохим-ЕК" (далее - общество) к государственному учреждению "Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - региональное отделение Фонда), Министерству финансов Российской Федерации, третье лицо - Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), о взыскании 1518515 руб. 16 коп.
В судебном заседании приняли участие представители:
регионального отделения Фонда - Киселева О.А. (доверенность от 28.12.2007 N 2);
общества - Валек М.А. (доверенность от 01.01.2008 N 3).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к региональному отделению Фонда о взыскании 1518515 руб. 16 коп. (размер которых без учета НДС составляет 1380468 руб.), не возмещенных последним за поставленные инвалидам технические средства реабилитации по контракту от 14.02.2006 N 08/034.
Определениями суда от 04.06.2007, 03.09.2007 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Фонд.
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец уточнил исковые требования: просит взыскать с ответчика на основании ст. 15, 310, 1069, 1071, 1103, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки в сумме 1380468 руб. (без НДС).
Решением суда от 01.10.2007 исковые требования удовлетворены: с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 1380486 руб. убытков; в иске к региональному отделению Фонда отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения, с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Министерство финансов Российской Федерации просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, основания, установленные ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, для взыскания убытков с Министерства финансов Российской Федерации отсутствуют, истцом не определен государственный орган, причинивший предполагаемый вред обществу, между обществом и региональным отделением Фонда возникли договорные отношения, Министерство финансов Российской Федерации не является стороной по государственному контракту, а также не является главным распорядителем денежных средств в правоотношениях по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, от имени Российской Федерации в данных правоотношениях выступает Фонд, который распределяет выделенные ему денежные средства по регионам; Министерство финансов Российской Федерации выполнило обязанность по передаче Фонду в 2006 г. запланированных средств федерального бюджета для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в случае недостаточности этих средств Фонд вправе произвести оплату по контрактам за счет средств, предусмотренных на указанные цели в 2007 г. Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации считает, что суд апелляционной инстанции неправомерно взыскал с него госпошлину по апелляционной жалобе, поскольку в силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно как федеральный орган исполнительной власти освобождено от уплаты госпошлины.
В отзывах на кассационную жалобу общество и учреждение просят оставить без изменения обжалуемые судебные акты, кассационную жалобу без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между обществом (поставщик) и региональным отделением Фонда (покупатель) заключен государственный контракт от 14.02.2006 N 08/034 с целью обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации на территории Челябинской области в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 877 "Правилами обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
По условиям контракта поставщик обязуется по разнарядке покупателя поставлять инвалидам технические средства реабилитации (пеленки, подгузники), а покупатель обязуется обеспечить их оплату; количество предоставляемых технических средств реабилитации определяется с учетом заявок инвалидов; финансирование производится по мере поступления денежных средств из федерального бюджета (п. 2.1, 2.2, 5.4 контракта).
Сумма контракта по соглашению сторон составила 3800000 руб.
Ссылаясь на то, что на основании разнарядок (списков граждан) фактически было поставлено инвалидам изделий на сумму 5285000 руб., оплата региональным отделением Фонда произведена на сумму 3770138 руб., общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчиков: регионального отделения Фонда, Министерства финансов Российской Федерации, возникших в связи с этим убытков в сумме 1380468 руб. (без НДС).
Исследовав представленные в материалы дела реестры на выданные средства реабилитации, товарные накладные, суды установили, что общество свои обязательства по контракту исполнило, региональное отделение Фонда поставленные средства оплатило частично, в связи с чем у общества возникли убытки на сумму 1380468 руб. (без НДС), что сторонами не оспаривается.
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде обеспечения техническими средствами реабилитации.
В соответствии со ст. 10 указанного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р.
В силу п. 17 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 877, финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели Фонду социального страхования Российской Федерации.
Согласно приложению N 10 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2006 г." Министерству финансов Российской Федерации для трансферов Фонду с целью обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации было выделено 5129794,0 тыс. руб.
Как следует из финансового отчета об исполнении бюджета за 2006 г., Фондом для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации исполнено 5130364,067 тыс. руб.
Судами установлено, что выделенные из федерального бюджета в 2006 г. средства, предусмотренные на указанные цели, Фондом израсходованы полностью, но их оказалось недостаточно для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, о чем свидетельствуют письма Счетной палаты Российской Федерации от 08.05.2007, 19.07.2007.
В соответствии с финансовым отчетом регионального отделения Фонда на 01.01.2007 средства федерального бюджета в сумме 68105,5 тыс. руб., поступившие на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, использованы в 2006 г. в полном объеме. Как следует из письма регионального отделения Фонда от 20.11.2006, в связи с недостаточным финансированием из поступивших 28059 заявок от инвалидов на технические средства реабилитации оплачено только 16713 заявок.
Принимая во внимание вышеназванные обстоятельства, суды обоснованно указали на то, что региональное отделение Фонда обязано отвечать за выделенные ему средства из федерального бюджета исключительно в пределах, полученных в 2006 г. трансферов, заявленная сумма 1380446 руб. (без НДС) является убытками истца, причиненными ему неправомерными действиями государственных органов, которые при формировании бюджета на 2006 г. не учли потребности субъектов федерации в полном объеме, в связи с чем требования истца должны удовлетворяться за счет казны Российской Федерации. Суды правомерно, на основании ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскали с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества 1380486 руб. убытков; в иске к региональному отделению Фонда отказали.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком, не принимается.
В п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (п. 4 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Пунктом 17 данного постановления разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство финансов Российской Федерации, которое выступает в суде от имени казны Российской Федерации.
Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации и не является органом государственной власти Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность на основании Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" средства на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации были переданы Министерству финансов Российской Федерации как главному распорядителю средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах суды правомерно взыскали убытки с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что оно не может отвечать по обязательствам, так как не является стороной контрактов по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, не принимается, поскольку обязанность государственных органов компенсировать данные расходы возникает в силу закона.
Довод Министерства финансов Российской Федерации о выполнении им своих обязанностей в полном объеме в рамках лимитов бюджетных обязательств на 2006 год не может быть принят во внимание. Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Ссылка Министерства финансов Российской Федерации на неправомерное взыскание с него госпошлины по апелляционной жалобе отклоняется.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Названная норма права не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда эти органы выступают в качестве процессуальных истцов, в данном случае Министерство финансов Российской Федерации является ответчиком по делу. Следовательно, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные пошлины по апелляционной и кассационной жалобам относятся на заявителя и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными, отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.10.2007 по делу N А76-5773/2007-2-248 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
- без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство финансов Российской Федерации, которое выступает в суде от имени казны Российской Федерации.
Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации и не является органом государственной власти Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность на основании Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" средства на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации были переданы Министерству финансов Российской Федерации как главному распорядителю средств федерального бюджета."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 марта 2008 г. N Ф09-1139/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника