Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 февраля 2008 г. N Ф09-925/08-С2
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2008 г. N 8203/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2007 по делу N А71-4145/07 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Сорокина Е.С. (доверенность от 09.01.2008), Бобкова Н.А. (доверенность от 09.01.2008);
общества с ограниченной ответственностью "Ижевское учебно-производственное предприятие "Спутник" Всероссийского общества слепых" (далее - общество, налогоплательщик) - Абуязидов М.И. (доверенность от 28.02.2008).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 25.05.2007 N 173, вынесенного по результатам камеральной проверки деклараций по авансовым платежам по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 1 квартал 2007 г. и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) за тот же период. Оспариваемым ненормативным правовым актом инспекции обществу начислен ЕСН в сумме 437468 руб. и пени в сумме 6782 руб. 22 коп.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.09.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2007 решение суда первой инстанции отменено. Оспариваемое решение инспекции признано недействительным.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, налоговый орган просит постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие его выводов обстоятельствам дела. Инспекция считает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не нарушает прав налогоплательщика, поскольку им не представлено на момент проверки доказательств фактической уплаты страховых взносов в сумме заявленных вычетов по ЕСН, а в силу п. 3 ст. 243 Кодекса разница между суммой заявленных вычетов и фактически уплаченными страховыми взносами признается занижением ЕСН.
Проверив законность судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник по вопросам правомерности и правильности исчисления сумм ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, обществом, применяющим льготу, предусмотренную подп. 2 п. 1 ст. 239 Кодекса, и одновременно заявляющим вычеты по ЕСН, установленные п. 3 ст. 243 Кодекса.
В силу абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса общество является плательщиком ЕСН.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 243 Кодекса сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 239 Кодекса от уплаты ЕСН освобождаются организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника.
На основе указанных правовых норм исчисление ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, должно производиться в следующем порядке: вначале исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, без учета льгот; далее из этой суммы вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; из полученной суммы вычитается сумма, льготируемая в соответствии со статьей 239 Кодекса (при этом следует иметь в виду, что льготы, предусмотренные статьей 239 Кодекса, не распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование); оставшаяся сумма подлежит уплате в федеральный бюджет.
Данная правовая позиция изложена в решении ВАС Российской Федерации от 08.10.2003 по делу N 7307/03.
Судом апелляционной инстанции на основании полно и всесторонне исследованных доказательств в порядке, предусмотренном ст. 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что налоговый орган произвел расчет ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, без учета всей суммы льготы за 1 квартал 2007 г., право на применение которой у общества имелось независимо от сумм заявленных вычетов и уплаченных страховых взносов. Вопреки положениям подп. 2 п. 1 ст. 239 Кодекса инспекцией была учтена только та сумма льготы, которую налогоплательщик заявил в проверяемой декларации. Данное обстоятельство повлекло неправильное определение размера обязательств общества.
Вывод суда апелляционной инстанции является правильным и соответствует материалам дела. Оснований для переоценки фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2007 по рассматриваемому делу подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2007 по делу N А71-4145/07 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основе указанных правовых норм исчисление ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, должно производиться в следующем порядке: вначале исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, без учета льгот; далее из этой суммы вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; из полученной суммы вычитается сумма, льготируемая в соответствии со статьей 239 Кодекса (при этом следует иметь в виду, что льготы, предусмотренные статьей 239 Кодекса, не распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование); оставшаяся сумма подлежит уплате в федеральный бюджет.
...
Судом апелляционной инстанции на основании полно и всесторонне исследованных доказательств в порядке, предусмотренном ст. 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что налоговый орган произвел расчет ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, без учета всей суммы льготы за 1 квартал 2007 г., право на применение которой у общества имелось независимо от сумм заявленных вычетов и уплаченных страховых взносов. Вопреки положениям подп. 2 п. 1 ст. 239 Кодекса инспекцией была учтена только та сумма льготы, которую налогоплательщик заявил в проверяемой декларации. Данное обстоятельство повлекло неправильное определение размера обязательств общества."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 февраля 2008 г. N Ф09-925/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника