Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 марта 2008 г. N Ф09-235/08-С2
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2006 г. N Ф09-11084/06-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2007 по делу N А07-14964/05 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Холдинг-Технологии" (далее - общество, налогоплательщик) - Алчинова З.Т. (доверенность от 31.07.2007 N 1), Махмутов А.Ф. (доверенность от 31.07.2007 N 2);
инспекции - Аленченко А.В. (доверенность от 09.01.2008 N 004-13/79/2).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 18.04.2005 N 039 о доначислении налога на прибыль за 2003 г., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за налоговые периоды 2003-2004 гг., соответствующих пеней и применении налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), за неуплату указанных налогов в бюджет.
Оспариваемое решение вынесено по результатам выездной налоговой проверки, которой установлены факты необоснованного предъявления к возмещению из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщикам: обществу с ограниченной ответственностью "Концептстрой" (далее - ООО "Концептстрой"), обществу с ограниченной ответственностью "Латрекс" (далее - ООО "Латрекс"), обществу с ограниченной ответственностью "Артель-Стар" (далее - ООО "Артель-Стар"), обществу с ограниченной ответственностью "Росбизнес" (далее - ООО "Росбизнес"), обществу с ограниченной ответственностью "Вектор М" (далее - ООО "Вектор М"), обществу с ограниченной ответственностью "Уралстройсервис" (далее - ООО "Уралстройсервис"), - в составе стоимости строительных работ, выполненных по договорам субподряда.
По мнению налогового органа, у общества отсутствует право на возмещение из бюджета заявленной суммы налога, поскольку совершенные налогоплательщиком действия по заключению с названными контрагентами договоров на выполнение субподрядных работ были направлены на необоснованное получение налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета.
Полученные налоговым органом в результате проведения контрольных мероприятий документы свидетельствуют о том, что контрагенты общества зарегистрированы по утерянным паспортам, счета-фактуры, представленные налогоплательщиком в обоснование суммы налога, заявленной к вычету, подписаны неуполномоченными лицами, субподрядные работы фактически выполнены силами самого налогоплательщика.
Отказ налогового органа в признании права налогоплательщика на применение отмеченных выше налоговых вычетов повлек за собой вывод о допущенной налогоплательщиком недоплате НДС в бюджет.
Кроме того, отказ налогового органа в признании реальности затрат, понесенных налогоплательщиком при совершении сделок с указанными выше организациями, повлек за собой вывод о допущенном налогоплательщиком занижении налоговой базы по налогу на прибыль и недоплате в бюджет указанного налога.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2005 заявленные требования общества удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции от 14.11.2005 не обжаловалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.03.2006 указанный судебный акт отменен, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 27.04.2007 заявленные требования общества удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии у общества права на возмещение спорной суммы НДС, соблюдении им установленного законом порядка подтверждения этого права и отсутствии признаков недобросовестности в действиях общества. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводам о правомерности отнесения обществом отмеченных выше затрат в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что в части, касающейся доначисления НДС и соответствующих пеней, обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
При исследовании документов, имеющихся в материалах дела, суды признали недоказанным инспекцией факт совершения обществом каких-либо недобросовестных действий с целью необоснованного возмещения из бюджета сумм НДС.
При этом суды пришли к выводам о том, что счета-фактуры, представленные налогоплательщиком, соответствуют требованиям ст. 169 Кодекса, поскольку содержат информацию о налогоплательщике, его поставщиках, приобретенных товарах (выполненных работах, оказанных услугах) и стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Суды признали достаточным отражения в счетах-фактурах отмеченной информации для подтверждения обоснованности заявленных обществом налоговых вычетов.
Между тем указанные выводы судов обеих инстанций основаны на неверном истолковании положений ст. 169 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия к вычету сумм налога, предъявленных покупателю продавцом товаров.
В силу п. 2 указанной статьи Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и п. 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Положениями п. 6 ст. 169 Кодекса предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
Таким образом, счет-фактура, не подписанный уполномоченным лицом организации-поставщика, не может служить основанием для возмещения из бюджета НДС организации-покупателю.
При проведении рассматриваемой проверки налоговым органом установлено следующее.
Единственным учредителем и руководителем ООО "Концептстрой" (согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц) является физическое лицо, отрицающее какое-либо отношение к названной организации и ссылающееся на утерю паспорта в 2002 г. Документы, оформленные от имени названной организации, в том числе: заключенный с налогоплательщиком договор субподряда, счета-фактуры, выставленные на оплату выполненных строительных работ, и акты приема-передачи векселей в счет оплаты выполненных работ, - подписаны иным физическим лицом, не имеющим отношения к названной организации.
Документы, оформленные от имени организации ООО "Росбизнес", в том числе: заключенный с налогоплательщиком договор субподряда, счета-фактуры, выставленные на оплату выполненных строительных работ, и акты приема-передачи векселей в счет оплаты выполненных работ, - подписаны физическим лицом, действовавшим на основании решения учредителя общества о передаче полномочий руководителя общества. Вместе с тем учредитель и руководитель названной организации опроверг факт передачи указанному выше физическому лицу полномочий руководителя общества, пояснив, что подпись, проставленная на отмеченном выше решении учредителя общества, ему не принадлежит, и отрицая факт знакомства с указанным выше физическим лицом. При этом учредитель и руководитель названной организации опроверг и факт наличия хозяйственных отношений ООО "Росбизнес" с налогоплательщиком.
Руководитель организации ООО "Латрекс" (указанный в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц) опроверг факт подписания им каких-либо документов, касающихся хозяйственных отношений ООО "Латрекс" с налогоплательщиком, отрицая какое-либо собственное отношение к ООО "Латрекс".
Учредителем и руководителем ООО "Артель-Стар" (согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц) является физическое лицо, отрицающее какое-либо отношение к названной организации и ссылающееся на утерю паспорта в 2001 г. Документы, оформленные от имени названной организации, в том числе: заключенный с налогоплательщиком договор субподряда, счета-фактуры, выставленные на оплату выполненных строительных работ, и акты приема-передачи векселей в счет оплаты выполненных работ, - подписаны иным физическим лицом, не имеющим отношения к названной организации.
Показания руководителя организации ООО "Уралстройсервис", касающиеся фактов хозяйственных отношений организации ООО "Уралстройсервис" с налогоплательщиком, данные представителям разных государственных органов, различаются между собой, при этом из пояснений физического лица, занимавшего должность прораба в названной организации, следует, что в проверенных налоговых периодах организация ООО "Уралстройсервис" не располагала необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения работ, перечисленных в счетах-фактурах, выставленных названной организацией налогоплательщику.
Документы, оформленные от имени организации ООО "Вектор М", подписаны от имени руководителя названной организации тем же физическим лицом, который действовал от имени организации ООО "Росбизнес". Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, руководителем ООО "Вектор М" является иное физическое лицо, при этом его паспортные данные, указанные в реестре, фактически принадлежат третьему физическому лицу.
Документы, опровергающие факты, установленные налоговой проверкой, в материалы дела не представлены.
Таким образом, счета-фактуры, представленные налогоплательщиком налоговому органу в обоснование заявленных вычетов по НДС, подписаны от имени организаций-поставщиков неуполномоченными лицами, в связи с чем не соответствуют требованиям ст. 169 Кодекса, вследствие чего не могут служить основанием для принятия к вычету сумм налога, предъявленных налогоплательщику перечисленными выше поставщиками.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для признания решения инспекции недействительным в части, касающейся отказа в признании обоснованными указанных налоговых вычетов и доначисления обществу к уплате в бюджет НДС и соответствующих пеней.
Вместе с тем суды пришли к выводам о недоказанности инспекцией факта наличия вины общества в совершении вменяемого ему налогового правонарушения, связанного с необоснованным заявлением указанных налоговых вычетов.
Ответственность, предусмотренная ст. 122 Кодекса, применяется к налогоплательщику в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога, допущенной налогоплательщиком в результате занижения налогооблагаемой базы, иного неправильного исчисления налога или других виновных неправомерных действий (бездействия).
Положениями п. 6 ст. 108 Кодекса и ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте совершения налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Документы, свидетельствующие об установлении инспекцией каких-либо виновных неправомерных действий (бездействия) общества, повлекших за собой совершение установленного проверкой правонарушения, то есть документы, свидетельствующие о виновности общества в совершении вменяемого ему налогового правонарушения, судам не представлены.
При изложенных обстоятельствах выводы судов об отсутствии в действиях общества состава вменяемого правонарушения, то есть об отсутствии оснований для применения налоговой ответственности, являются правильными, вследствие чего в части, касающейся применения налоговой ответственности по ст. 122 Кодекса за неуплату в бюджет НДС, заявленные требования общества удовлетворены судами правомерно.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы в части, касающейся доначисления обществу к уплате в бюджет налога на прибыль, связанного с отказом налогового органа в признании реальности затрат, понесенных налогоплательщиком при совершении сделок с перечисленными выше организациями, суд кассационной инстанции полагает, что фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы судов о применении норм налогового законодательства соответствуют материалам дела.
В соответствии со ст. 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой понимается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
В силу ст. 252 Кодекса расходами, включающими расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы, признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено, что произведенные налогоплательщиком затраты являлись экономически обоснованными, подтверждены документально и направлены на получение дохода от осуществления своей деятельности.
Представленные обществом документы: договоры субподряда, акты приемки выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, иные документы, свидетельствующие о фактах сдачи объектов в эксплуатацию, - подтверждают факты выполнения строительных работ.
С заявлением о фальсификации представленных обществом документов, подтверждающих фактическое выполнение строительных работ, в порядке, предусмотренном ст. 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, налоговый орган в суд не обращался.
Факты выполнения строительных работ силами самого налогоплательщика инспекцией не доказаны.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций обоснованно признали оспариваемое решение налогового органа недействительным в части, касающейся налога на прибыль, соответствующих пеней и применения налоговой ответственности по ст. 122 Кодекса за неуплату в бюджет налога на прибыль, каких-либо оснований для отмены обжалуемых судебных актов в указанной части суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2007 по делу N А07-14964/05 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2007 по тому же делу отменить в части признания решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы от 18.04.2005 N 039 недействительным в части, касающейся доначисления к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней.
В указанной части в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Холдинг-Технологии" отказать.
В остальной части судебные акты оставить в силе.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 600 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Рассмотрев доводы кассационной жалобы в части, касающейся доначисления обществу к уплате в бюджет налога на прибыль, связанного с отказом налогового органа в признании реальности затрат, понесенных налогоплательщиком при совершении сделок с перечисленными выше организациями, суд кассационной инстанции полагает, что фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы судов о применении норм налогового законодательства соответствуют материалам дела.
В соответствии со ст. 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой понимается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
В силу ст. 252 Кодекса расходами, включающими расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы, признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком.
...
Факты выполнения строительных работ силами самого налогоплательщика инспекцией не доказаны.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций обоснованно признали оспариваемое решение налогового органа недействительным в части, касающейся налога на прибыль, соответствующих пеней и применения налоговой ответственности по ст. 122 Кодекса за неуплату в бюджет налога на прибыль, каких-либо оснований для отмены обжалуемых судебных актов в указанной части суд кассационной инстанции не усматривает."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 марта 2008 г. N Ф09-235/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника