Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 марта 2008 г. N Ф09-9273/07-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 ноября 2007 г. N Ф09-9273/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.08.2007 по делу N А47-13002/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Производственное объединение "Стрела" (правопреемник федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Стрела"; далее - общество, налогоплательщик) - Буяновская Н.Г. (доверенность от 04.01.2008 N 12-юр).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Представители Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, Управления пенсионного фонда в городе Оренбурге, участвующих в деле в качестве 3-их лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в частичном оставлении без исполнения и возврате заявления о согласовании графиков погашения задолженности, а также об обязании налогового органа включить в решение инспекции о реструктуризации задолженности суммы задолженности и пеней по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами.
Решением суда от 07.08.2007 с учетом дополнительного решения от 07.09.2007 заявленные требования общества удовлетворены. Признаны незаконными действия инспекции, выразившиеся в частичном оставлении без исполнения и возврате заявления налогоплательщика о согласовании графиков погашения задолженности. Инспекция обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем реструктуризации задолженности по страховым взносам на обеспечение пенсионного страхования, направленным на выплату страховой части трудовой пенсии; по страховым взносам на обеспечение пенсионного страхования, направленным на выплату накопительной части трудовой пенсии; по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования; по начисленным пеням по страховым взносам на обеспечение пенсионного страхования, направленным на выплату страховой части трудовой пенсии; по начисленным пеням по страховым взносам на обеспечение пенсионного страхования, направленным на выплату накопительной части трудовой пенсии; по начисленным пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в фонд социального страхования, по начисленным пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования; по начисленным пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования; по начисленным пеням по взносам в Фонд социального страхования; по начисленным пеням по взносам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования; по начисленным пеням по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования; по сумме пеней, подлежащих уплате в пенсионный фонд, в размере 12077522 руб. 29 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2007 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов и несостоятельность доводов инспекции.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 N 725 "О реструктуризации задолженности федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Стрела" по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами" подлежит реструктуризации в том числе задолженность по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами, исчисленная по данным налоговых органов, в части задолженности по состоянию на 01.01.2005, но не более размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности. Налогоплательщик на основании указанного постановления представил в налоговый орган для согласования заявление от 13.12.2006 и графики погашения реструктуризированной задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами по состоянию на 01.01.2005. Налоговый орган в письме от 19.12.2006 указал, что представленный обществом график погашения задолженности, содержащий не предусмотренные вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации суммы страховых взносов, направленных на обязательное пенсионное страхование, и задолженности по пеням и штрафам, зачисляемым в государственные внебюджетные фонды, возвращается без согласования. Инспекцией 19.12.2006 принято решение о реструктуризации задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в федеральный бюджет и страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами, в соответствии с которым (приложение) реструктуризирована задолженность по налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, страховым взносам в пенсионный фонд, а также пени по налогу на прибыль в сумме 2784 руб. 56 коп., прочим налогам в сумме 15187 руб. 64 коп., водному налогу в сумме 21241 руб. 87 коп., взносам в фонд занятости в сумме 8216 руб. 66 коп., по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом в сумме 43039372 руб.
Считая действия инспекции, выразившиеся в частичном оставлении без исполнения и возврате заявления налогоплательщика о согласовании графиков погашения задолженности незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из неправомерности оспариваемых действий налогового органа.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ) взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 20 Федерального закона N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) установлено, что Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия проведения реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001.
В соответствии с указанной нормой Правительство Российской Федерации приняло постановление от 01.10.2001 N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года", которым утвержден Порядок проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года (далее - Порядок).
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года" реструктуризации подлежит задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года, но не более размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца, в котором подано заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности.
В п. 7 и 10 Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699, определено, что организация, желающая получить отсрочку по уплате задолженности по страховым взносам во внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, подает в налоговый орган до 1 апреля 2002 года заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности. Налоговый орган в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности организации с прилагаемыми к нему документами рассматривает его и принимает соответствующее решение.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что сумма недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, имевшаяся у налогоплательщика на момент обращения с заявлением о реструктуризации задолженности, а также соответствующих пеней была включена в график реструктуризации в полном объеме по данным налогового учета.
Таким образом, вывод судов об отсутствии у инспекции основания для непринятия решения о внесении в график реструктуризации задолженности общества по страховым взносам, направленным на обязательное пенсионное страхование и подлежащим перечислению в другие государственные внебюджетные фонды, а также суммы пеней по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, является законным.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, нормативно не обоснованы и противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 N 725 "О реструктуризации задолженности федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Стрела" по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами", в связи с чем подлежат отклонению.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.08.2007 по делу N А47-13002/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года" реструктуризации подлежит задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года, но не более размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца, в котором подано заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности.
В п. 7 и 10 Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699, определено, что организация, желающая получить отсрочку по уплате задолженности по страховым взносам во внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, подает в налоговый орган до 1 апреля 2002 года заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности. Налоговый орган в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности организации с прилагаемыми к нему документами рассматривает его и принимает соответствующее решение."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 марта 2008 г. N Ф09-9273/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника