Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 февраля 2008 г. N Ф09-838/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.10.2007 по делу N А71-7419/07.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Кирпикова Е.С. (доверенность от 01.01.2008 N 334-28/55);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ижевска (далее - инспекция, налоговый орган) - Пономаренко И.О. (доверенность от 09.01.2008 N 5), Сорокина Е.С. (доверенность от 09.01.2008 N 1)
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным требования инспекции от 14.06.2007 N 4153 об уплате пеней в сумме 6150 руб. 46 коп. по единому социальному налогу.
Решением суда от 31.10.2007 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционном суде решение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Инспекция представила отзыв, в котором просит кассационную жалобу налогоплательщика оставить без удовлетворения, считая ее доводы несостоятельными.
Как следует из материалов дела, инспекцией в результате проведения контрольных мероприятий установлено, что налогоплательщиком нарушен срок уплаты единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд социального страхования, начисленного на основании представленных 21.03.2005 уточненных налоговых деклараций за 2004 г., а также деклараций за 2005, 2006 гг. Данное обстоятельство явилось основанием для начисления обществу пеней в сумме 6150 руб. 46 коп. за периоды с 18.05.2004 по 05.03.2006, с 16.09.2005 по 19.09.2005, с 17.01.2006 по 05.03.2006, с 17.10.2006 по 23.10.2006. Инспекцией 14.06.2007 выставлено требование N 4153 об уплате пеней в сумме 6150 руб. 46 коп.
Считая указанное требование налогового органа незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что налоговым органом оспариваемая сумма пеней начислена обоснованно. Доказательств неправильного расчета суммы пеней обществом не представлено. При этом судом применены положения п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, то есть суммы налога, не уплаченной в установленный срок (ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, определенном статьями 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 указанного Кодекса).
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (пункт 3 статьи 46 данного Кодекса).
Пунктом 7 ст. 46 вышеназванного Кодекса установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации об их счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Кодекса.
Из содержания п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что указанный в ней 60-дневный срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает и срок направления инкассовых поручений в банк. Поэтому инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения названного срока, в том числе и после возвращения банком инкассовых поручений при закрытии налогоплательщиком банковских счетов или при открытии налогоплательщиком новых банковских счетов.
Процедура принудительного взыскания налога, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика применяется и к процедуре взыскания пеней.
В силу п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии ч. 5, 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ в качестве переходного положения предусмотрено, что положения Налогового кодекса Российской Федерации в редакции указанного Федерального закона применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 г. В случае, если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось до 1 января 2007 года, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Несоблюдение налоговым органом срока направления налогоплательщику требования об уплате налога и пеней не изменяет порядка исчисления сроков бесспорного принудительного взыскания налоговых платежей в бюджет, установленных ст. 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Нарушение сроков, установленных ст. 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет невозможность взыскания задолженности перед бюджетом в бесспорном принудительном порядке.
Из материалов дела следует, что оспариваемая сумма пеней начислена на недоимку по единому социальному налогу за 2004-2006 гг.
Между тем, судом не установлены обстоятельства направления инспекцией оспариваемого требования, с учетом положений п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, и соответственно не установлены обстоятельства соблюдения налоговым органом порядка и сроков принудительного взыскания пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика.
С учетом изложенного решение суда следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.10.2007 по делу N А71-7419/07 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несоблюдение налоговым органом срока направления налогоплательщику требования об уплате налога и пеней не изменяет порядка исчисления сроков бесспорного принудительного взыскания налоговых платежей в бюджет, установленных ст. 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Нарушение сроков, установленных ст. 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет невозможность взыскания задолженности перед бюджетом в бесспорном принудительном порядке.
Из материалов дела следует, что оспариваемая сумма пеней начислена на недоимку по единому социальному налогу за 2004-2006 гг.
Между тем, судом не установлены обстоятельства направления инспекцией оспариваемого требования, с учетом положений п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, и соответственно не установлены обстоятельства соблюдения налоговым органом порядка и сроков принудительного взыскания пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 февраля 2008 г. N Ф09-838/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника