Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 марта 2008 г. N Ф09-1551/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Далматовском районе Курганской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Курганской области от 31.08.2007 (резолютивная часть от 27.08.2007) по делу N А34-1724/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
От управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с сельскохозяйственного производственного кооператива им. Свердлова (далее - кооператив) пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в сумме 222888 руб. 79 коп. за период с 27.12.2003 по 27.12.2006.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 31.08.2007 (резолютивная часть от 27.08.2007) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, поводом для обращения управления в арбитражный суд послужило неисполнение кооперативом требования от 27.12.2006 N 387 об уплате пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в сумме 222888 руб. 79 коп. за период с 27.12.2003 по 27.12.2006.
Отказывая во взыскании спорной суммы пеней, суды исходили из того, что требование управления об уплате пеней не соответствует положениям ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу абз. 3 ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 4 ст. 69 Кодекса в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога.
В п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности их начисления.
Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога, в состоянии четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи.
Судами полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства, дана оценка имеющимся в деле доказательствам и сделан правомерный вывод о несоответствии требования об уплате пеней в сумме 222888 руб. 79 коп. положениям ст. 69 Кодекса, поскольку в данном требовании управления не указаны сведения о сроках уплаты страховых взносов, размеры недоимок по каждому сроку уплаты страховых взносов, конкретный срок исполнения требования, а также не содержится подробных данных об основаниях взимания страховых взносов и размер ставки рефинансирования.
Кроме того, как правильно указано судами, представленные копии протокола к ведомости уплаты страховых взносов от 05.02.2007 N 848, таблица начисления пеней по страховой части за период с 01.03.2003 по 27.12.2007, реестр поступления платежей, расчет задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не свидетельствуют о наличии задолженности кооператива по уплате страховых взносов, из них невозможно установить правильность начисления пеней по страховым взносам, проверить основания для взыскания доначисленных пеней в заявленной сумме, а также точно установить периоды начисления спорной суммы пеней по каждому самостоятельному основанию.
Таким образом, управлением не выполнены требования законодательства о налогах и сборах, в силу чего кооператив был лишен возможности проверить правильность начисления пеней и обоснованность их размера. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении управлением прав кооператива, гарантированных ему законодательством о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах судами обоснованно отказано управлению во взыскании спорной суммы пеней.
Доводы управления, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке выводов судов, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 31.08.2007 (резолютивная часть от 27.08.2007) по делу N А34-1724/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Далматовском районе Курганской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства, дана оценка имеющимся в деле доказательствам и сделан правомерный вывод о несоответствии требования об уплате пеней в сумме 222888 руб. 79 коп. положениям ст. 69 Кодекса, поскольку в данном требовании управления не указаны сведения о сроках уплаты страховых взносов, размеры недоимок по каждому сроку уплаты страховых взносов, конкретный срок исполнения требования, а также не содержится подробных данных об основаниях взимания страховых взносов и размер ставки рефинансирования.
Кроме того, как правильно указано судами, представленные копии протокола к ведомости уплаты страховых взносов от 05.02.2007 N 848, таблица начисления пеней по страховой части за период с 01.03.2003 по 27.12.2007, реестр поступления платежей, расчет задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не свидетельствуют о наличии задолженности кооператива по уплате страховых взносов, из них невозможно установить правильность начисления пеней по страховым взносам, проверить основания для взыскания доначисленных пеней в заявленной сумме, а также точно установить периоды начисления спорной суммы пеней по каждому самостоятельному основанию.
Таким образом, управлением не выполнены требования законодательства о налогах и сборах, в силу чего кооператив был лишен возможности проверить правильность начисления пеней и обоснованность их размера. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении управлением прав кооператива, гарантированных ему законодательством о налогах и сборах."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 марта 2008 г. N Ф09-1551/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника