Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 марта 2008 г. N Ф09-1258/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области (далее - инспекция, административный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2007 по делу N А60-26116/07.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Безденежных С.Ш. (доверенность от 09.01.2008 N 45-юр).
Представитель индивидуального предпринимателя Шагиахметова Мансура Ильгизаровича (далее - предприниматель), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 22.06.2007 N 395558 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 27.11.2007 (резолютивная часть от 26.11.2007) заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, административный орган просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать, ссылаясь на неправильное применение судом ч. 1 ст. 2.1, ст. 28.2, ч. 1 ст. 25.1 Кодекса, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 24.04.2007 инспекцией на основании поручения N 215 проведена проверка предпринимателя по вопросам соблюдения требований законодательства по применению контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в принадлежащем предпринимателю торговом отделе, расположенном в торговом центре "Тайга" по адресу: Свердловская область, г. Серов, пр. Ленина, д. 128. В ходе проверки установлен факт реализации предпринимателем за наличный денежный расчет одного кашне мужского на сумму 100 руб. без применения ККТ.
По данному факту инспекцией составлены акт проверки наличных денежных средств в кассе от 24.04.2007 N 197, акт проверки выдачи чека контрольно-кассовой машины от 24.04.2007, акт N 197 проверки выполнения Федерального закона от 24.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) от 24.04.2007, протокол об административном правонарушении от 26.04.2007 N 328502, на основании которых инспекцией вынесено постановление от 22.06.2007 N 395558 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 4000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из недоказанности административным органом вины предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения и наличия нарушения инспекцией порядка привлечения к ответственности, которое является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены.
Выводы суда являются правильными, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
Обязанность применения ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением установлена ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ.
Согласно ст. 14.5 Кодекса продажа товаров без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
Статьей 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана в соответствии со ст. 2.2 Кодекса.
Указанная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2007 N 16234/06.
Обязанность доказывания вины согласно положениям ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на административный орган.
Арбитражный суд, исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, пришел к правильному выводу о недоказанности инспекцией вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На основании ч. 3 ст. 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе, и должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В силу п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что протокол об административном правонарушении инспекцией составлен 26.04.2007 без участия предпринимателя и его законного представителя. Доказательств надлежащего уведомления предпринимателя об этой дате и времени составления протокола, а также доказательств, свидетельствующих об обеспечении ему возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса, административным органом не представлено.
Вместе с тем неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, знакомиться с протоколом об административном правонарушении и представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, дачу объяснений и представления доказательств, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника.
Поскольку нарушение процессуальных прав и гарантий предпринимателя при производстве по делу об административном правонарушении носит существенный характер, вывод суда о незаконности постановления инспекции от 22.06.2007 N 395558 является правильным.
Доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку они являлись предметом исследования в суде первой инстанции и им дана правильная, соответствующая нормам действующего законодательства правовая оценка, оснований для непринятия которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2007 по делу N А60-26116/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено и материалами дела подтверждено, что протокол об административном правонарушении инспекцией составлен 26.04.2007 без участия предпринимателя и его законного представителя. Доказательств надлежащего уведомления предпринимателя об этой дате и времени составления протокола, а также доказательств, свидетельствующих об обеспечении ему возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса, административным органом не представлено.
Вместе с тем неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, знакомиться с протоколом об административном правонарушении и представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, дачу объяснений и представления доказательств, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 марта 2008 г. N Ф09-1258/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника