Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 марта 2008 г. N Ф09-1205/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу агентства по управлению имуществом Пермского края (далее - агентство) на определение Арбитражного суда Пермского края от 27.11.2007 по делу N А50-15362/2007-Б-3 по заявлению агентства о признании общества с ограниченной ответственностью "Типография "Книга" (далее - ООО "Типография "Книга", должник) несостоятельным (банкротом).
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились.
Агентство обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании отсутствующего должника ООО "Типография "Книга" несостоятельным (банкротом) на основании ст. 227, 228, 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", ссылаясь на наличие задолженности по арендной плате в сумме 607406 руб. 49 коп., пеням в сумме 156527 руб. 45 коп., взысканных решением Арбитражного суда Пермской области от 18.06.2004 по делу N А50-7247/2004-Г14, на то, что должник по своему адресу не находится, не сдает отчетность в налоговую инспекцию со 2 кв. 2005 г.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 27.11.2007 требования агентства признаны обоснованными и в отношении ООО "Типография "Книга" введено наблюдение. Требования агентства в сумме 607406 руб. 49 коп. основной задолженности и 156527 руб. 45 коп. пени включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
В порядке апелляционного производства определение суда от 27.11.2007 не пересматривалось.
Агентство с определением суда от 27.11.2007 не согласно, просит его изменить, признать отсутствующего должника ООО "Типография "Книга" банкротом, ввести в отношении него процедуру конкурсного производства, признать обоснованными требования к отсутствующему должнику - ООО "Типография "Книга" в сумме 763933 руб. 94 коп. и включить эти требования в третью очередь реестра кредиторов. Обжалуя судебные акты, заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неприменение подлежащих применению ст. 227-230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", неполное выяснение обстоятельств дела.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Пермской области от 18.06.2004 по делу N А50-7247/2004-Г14 по иску Департамента имущественных отношений Пермской области с должника взыскано 607406 руб. 49 коп. задолженности по арендной плате и 156527 руб. 45 коп. пени. Во исполнение указанного решения суда выдан исполнительный лист от 11.08.2004. Определением Арбитражного суда Пермского края от 21.05.2007 по указанному делу произведена замена взыскателя по исполнительному листу на агентство. Возбуждено исполнительное производство от 11.10.2004 N 7405-5/2004. Поскольку в ходе исполнительного производства взыскание задолженности произведено не было, агентство обратилось в арбитражный суд с требованием о признании ООО "Типография "Книга" банкротом как отсутствующего должника, поскольку должник по своему адресу не находится, не ведет предпринимательскую деятельность.
Принимая обжалуемое определение, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем представлены документы, подтверждающие наличие у должника признаков несостоятельности (банкротства), достаточных для введения процедуры наблюдения на основании п. 2 ст. 33, п. 3 ст. 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Указанные выводы суда нельзя признать правильными по следующим основаниям.
Согласно ст. 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Обращаясь с заявлением о признании ООО "Типография "Книга" банкротом, агентство указало на отсутствие у должника имущества и денежных средств, отсутствие самого должника по месту государственной регистрации, отсутствие предпринимательской или иной деятельности должника.
В силу положений ст. 227, 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при наличии признаков, свидетельствующих о том, что руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным, имущество должника заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника, его ликвидация осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 227-230 названного Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 228 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.
Между тем в нарушение требований ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы заявителя о наличии у ООО "Типография "Книга" признаков отсутствующего должника и подтверждающие их доказательства судом первой инстанции не исследованы и надлежащей правовой оценки не получили. Мотивы, по которым суд первой инстанции применил к заявленным требованиям нормы п. 3 ст. 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и не применил нормы ст. 227-230 названного Закона, в судебном акте также не указаны.
По вышеизложенным основаниям вывод суда о введении в отношении ООО "Типография "Книга" процедуры наблюдения нельзя признать основанным на материалах дела и требованиях Закона о банкротстве.
Согласно п. 1 ст. 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
В заявлении о признании должника банкротом агентство указывает, что в соответствии с п. 3.72 Положения об Агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2006 N 88-п, уполномочено представлять в делах о банкротстве и процедурах банкротства требования Пермской области, Пермского края как кредиторов по уплате задолженности перед бюджетом Пермской области, Пермского края по договорам аренды государственного областного, краевого имущества.
Согласно статье 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" уполномоченные органы - это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Вопрос о наличии у агентства статуса уполномоченного органа субъекта Российской Федерации на подачу заявлений о несостоятельности (банкротстве) судом не исследовался и надлежащей правовой оценки не получил.
В соответствии с п. 1 ст. 11, п. 1, 6 ст. 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции.
Между тем порядок подачи агентством заявления о признании должника банкротом судом первой инстанции не проверен.
На основании п. 3 ст. 59 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, обязанность погасить расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, возлагается на заявителя.
Согласно п. 2 ст. 227 названного Закона заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников определяются Правительством Российской Федерации.
В силу подп. б п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 года N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур отсутствующих должников" финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению уполномоченного органа субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета.
В нарушение указанных требований закона вопрос о финансировании процедуры банкротства отсутствующего должника за счет средств соответствующего бюджета судом не исследовался.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене как вынесенный с нарушением требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить изложенные недостатки, проверить доводы заявителя о наличии у ООО "Типография "Книга" признаков отсутствующего должника и подтверждающие их доказательства, исследовать вопрос о наличии у агентства статуса уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, а также вопрос о финансировании процедуры банкротства отсутствующего должника, проверить порядок подачи агентством заявления о признании должника банкротом, принять судебный акт в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Пермского края от 27.11.2007 по делу N А50-15362/2007-Б-3 отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 ст. 227 названного Закона заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников определяются Правительством Российской Федерации.
В силу подп. б п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 года N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур отсутствующих должников" финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению уполномоченного органа субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета.
В нарушение указанных требований закона вопрос о финансировании процедуры банкротства отсутствующего должника за счет средств соответствующего бюджета судом не исследовался.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене как вынесенный с нарушением требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2008 г. N Ф09-1205/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника