Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 марта 2008 г. N Ф09-1610/08-С3
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июля 2008 г. N 8401/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.09.2007 по делу N А76-10161/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз "Чудиновский" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 28.04.2007 N 623 в части взыскания платы за пользование водными объектами в сумме 31921 руб. 92 коп., пеней, начисленных за ее несвоевременное внесение, - в сумме 13732 руб. 64 коп., водного налога - в сумме 7305 руб. 79 коп., привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 6148 руб. 15 коп. за неуплату платы за пользование водными объектами и водного налога, привлечения к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 87108 руб. 08 коп., взыскания транспортного налога в сумме 35170 руб., пеней, начисленных за его несвоевременную уплату, - в сумме 5607 руб. 86 коп., привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 7034 руб. за неуплату транспортного налога.
Решением суда от 27.09.2007 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение инспекции от 28.04.2007 N 623 в части взыскания платы за пользование водными объектами в сумме 31921 руб. 92 коп., водного налога - в сумме 7305 руб. 79 коп., соответствующих пеней, привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 6249 руб. 43 коп. за неуплату платы за пользование водными объектами и водного налога, привлечения к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 87108 руб. 62 коп., взыскания транспортного налога в сумме 935 руб., соответствующих пеней, привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 4751 руб. 66 коп. за неуплату транспортного налога. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2007 решение суда изменено. Суд апелляционной инстанции признал недействительным решение инспекции от 28.04.2007 N 623 в части взыскания платы за пользование водными объектами в сумме 31921 руб. 92 коп., пеней, начисленных за ее несвоевременное внесение, - в сумме 13732 руб. 64 коп., водного налога - в сумме 7305 руб. 79 коп., привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 6148 руб. 15 коп. за неуплату платы за пользование водными объектами и водного налога, привлечения к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 87108 руб. 08 коп., взыскания транспортного налога в сумме 7879 руб., пеней, начисленных за его несвоевременную уплату, - в сумме 1256 руб. 74 коп., привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 6534 руб. за неуплату транспортного налога. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить в части признания недействительным решения инспекции от 28.04.2007 N 623 о взыскании платы за пользование водными объектами, пеней, начисленных за ее несвоевременное внесение, водного налога, привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа за неуплату платы за пользование водными объектами и водного налога, привлечения к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 Кодекса, в виде взыскания штрафа за непредставление деклараций по плате за пользование водными объектами, по водному налогу, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению налогового органа, доначисление платы за пользование водными объектами и водного налога произведено им обоснованно, поскольку в целях отнесения водоснабжения к централизованному необходимо наличие у организации, осуществляющей данное водоснабжение, лицензии на водоснабжение целевым назначением "питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение"; в связи с тем, что из скважины N 2555а осуществлялась подача воды только для животноводческих помещений и поения сельскохозяйственных животных, а из скважины N 3963 вода подавалась для водоснабжения населения с. Чудиново, в данном случае имелись два самостоятельных объекта водопотребления, которые никак не связаны между собой инженерными сооружениями для забора, транспортировки и передачи воды водопотребителям, то есть данные водопроводы относятся к локальным системам и не могут относиться к системе централизованного водоснабжения; поскольку система водопровода, которую использовал кооператив, не является централизованной, им неправомерно применена льгота, предусмотренная п. 2 ст. 2 Закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ; кооператив в 1, 2 кв. 2005 года не имел лицензии на право пользования недрами, доказательств принятия им мер, направленных на получение соответствующей лицензии, в материалах дела не имеется, соответственно кооператив при осуществлении безлицензионного водопользования должен исчислить и уплатить водный налог по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 Кодекса.
Кооперативом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит оставить постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2007 в обжалуемой части без изменения. По мнению кооператива, он обоснованно использовал льготу, предусмотренную п. 2 ст. 2 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами"; водоснабжение животноводческих ферм и животноводческих комплексов не является объектом платы за пользование водными объектами.
Кроме того, в отзыве на кассационную жалобу инспекции кооператив выражает несогласие с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении его требований относительно транспортного налога. С учетом того, что в силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, кассационные жалобы в этой части сторонами не подавались, доводы кооператива о незаконности решения Арбитражного суда Челябинской области от 27.09.2007 по делу N А76-10161/07 и постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2007 по тому же делу в части отказа в удовлетворении требований кооператива о признании недействительным решения инспекции от 28.04.2007 N 623 о взыскании транспортного налога, соответствующих пеней и штрафа рассмотрению не подлежат.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка кооператива, по результатам которой составлен акт от 29.03.2007 N 801 и вынесено решение от 28.04.2007 N 623, которым кооператив привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 5699 руб. 80 коп. за неполную уплату платы за пользование водными объектами в результате неисчисления налога за апрель-декабрь 2004 г., в виде взыскания штрафа в сумме 2023 руб. 42 коп. за неполную уплату водного налога в результате занижения налоговой базы за 1-4 кв. 2005 г., в виде взыскания штрафа в сумме 7034 руб. 00 коп. за неполную уплату транспортного налога за 2005 г. в результате занижения налоговой базы, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, с учетом применения п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 124 руб. 11 коп. за неполную уплату водного налога в результате неправильного исчисления и занижения налоговой базы за 1-4 кв. 2006 г., предусмотренной ст. 123 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 67640 руб. 40 коп., с учетом применения п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 53452 руб. 40 коп., предусмотренной п. 2 ст. 119 Кодекса, за непредставление налоговых деклараций по плате за пользование водными объектами за период с апреля по декабрь 2004 г. в виде взыскания штрафа в сумме 79759 руб. 89 коп., за непредставление налоговых деклараций по водному налогу за 1, 2 кв. 2005 г. в виде взыскания штрафа в сумме 20438 руб. 46 коп. Также кооперативу предложено уплатить плату за пользование водными объектами за январь-декабрь 2004 г. в сумме 37998 руб. 72 коп., водный налог за 1-4 кв. 2005 г., 1-4 кв. 2006 г. в сумме - 10477 руб. 36 коп., транспортный налог - 35170 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату платы за пользование водными объектами в сумме 15045 руб. 87 коп., водного налога - в сумме 2778 руб. 01 коп., транспортного налога - в сумме 5607 руб. 86 коп., налога на доходы физических лиц - в сумме 22154 руб. 81 коп.
Основанием для доначисления платы за пользование водными объектами, водного налога, взыскания соответствующих пеней и штрафа послужили выводы инспекции о нарушении кооперативом требований, установленных Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ, выразившемся в неисчислении и неуплате платы за пользование водными объектами, непредставлении налоговых деклараций по скважине N 2755а, используемой для водоснабжения животноводческих помещений и поения скота; о нарушении кооперативом требований, установленных п. 1 ст. 333.12 Кодекса, выразившемся в неисчислении и неуплате водного налога за 1 и 2 кв. 2005 г., непредставлении налоговых деклараций за указанные налоговые периоды, поскольку у кооператива в 1, 2 кв. 2005 г. отсутствовала лицензия на водопользование.
Кооператив, полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в этой части исходя из того, что кооператив производил централизованное водоснабжение животноводческого комплекса и осуществлял водопользование в период оформления лицензии на водопользование.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что кооператив производил централизованное водоснабжение животноводческого комплекса, но указал на то, что представленный инспекцией расчет налоговых обязательств кооператива в этой части не является обоснованным.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 2 Закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ не признается объектом платы пользование водными объектами забор воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан.
Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ действие указанной нормы продлено на 2003, 2004 гг.
Согласно подп. 13 п. 2 ст. 333.9 Кодекса не признается объектом обложения водным налогом забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.
Применение указанных норм не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у водопользователя лицензии.
Факт использования кооперативом воды на цели, указанные в абз. 3 п. 2 ст. 2 Закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ, подп. 13 п. 2 ст. 333.9 Кодекса, установлен судами и подтверждается материалами дела. Налоговым органом не оспаривается также то, что потребление воды для животноводческих нужд осуществлялось кооперативом через систему инженерных устройств и коммуникаций (трубопровода) по местам ее расходования (животноводческим помещениям для водопоя крупного рогатого скота).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у кооператива отсутствовал объект налогообложения при заборе воды из скважины N 2755а для водоснабжения животноводческого комплекса, в связи с чем он не может быть привлечен к ответственности в сфере налоговых правоотношений, связанных с пользованием водными объектами.
В силу ст. 46 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ (далее - Водный кодекс) права пользования водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с требованиями, установленными ст. 49 Водного кодекса, лицензия на водопользование должна содержать указание на способы и цели использования водного объекта, перечень которых указан в ст. 85 Водного кодекса.
Одним из видов целевого использования, перечисленных в ст. 85 Водного кодекса, является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение.
Статьей 333.12 Кодекса установлены ставки водного налога, применение которых обусловлено соблюдением налогоплательщиком цели и лимита водопользования.
Судами установлено, что предметом деятельности кооператива является добыча подземных вод из водозаборной скважины N 3963 для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, которая осуществлялась им в период оформления лицензии, в связи с чем суды пришли к правильному выводу об отсутствии у инспекции оснований для доначисления кооперативу налоговых платежей, связанных с деятельностью по забору воды из скважины N 3963.
Суд апелляционной инстанции указал на то, что расчет налоговых платежей, произведенный инспекцией, не может быть признан обоснованным.
С учетом того, что в ходе проверки инспекцией не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного определения объема воды при ее заборе кооперативом из скважины N 3963, а именно: не устранены противоречия, связанные с маркой и производительностью насоса, используемого кооперативом для забора воды из данной скважины; не установлено время работы насоса, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется оснований для переоценки выводов, сделанных судом апелляционной инстанции.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
На основании изложенного постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2007 по делу N А76-10161/07 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт использования кооперативом воды на цели, указанные в абз. 3 п. 2 ст. 2 Закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ, подп. 13 п. 2 ст. 333.9 Кодекса, установлен судами и подтверждается материалами дела. Налоговым органом не оспаривается также то, что потребление воды для животноводческих нужд осуществлялось кооперативом через систему инженерных устройств и коммуникаций (трубопровода) по местам ее расходования (животноводческим помещениям для водопоя крупного рогатого скота).
...
В силу ст. 46 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ (далее - Водный кодекс) права пользования водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с требованиями, установленными ст. 49 Водного кодекса, лицензия на водопользование должна содержать указание на способы и цели использования водного объекта, перечень которых указан в ст. 85 Водного кодекса.
Одним из видов целевого использования, перечисленных в ст. 85 Водного кодекса, является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение.
Статьей 333.12 Кодекса установлены ставки водного налога, применение которых обусловлено соблюдением налогоплательщиком цели и лимита водопользования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 марта 2008 г. N Ф09-1610/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника