Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 марта 2008 г. N Ф09-1625/08-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2010 г. N Ф09-11130/09-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан (далее - налоговый орган) и третьего лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.10.2007 по делу N А07-6752/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Мега Лэнд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Решением суда от 04.10.2007 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобах, поданных в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, налоговый орган и инспекция просят указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с мая по декабрь 2006 г. в сумме 2353500 руб.
Указанное заявление общества оставлено налоговым органом без удовлетворения.
Полагая, что бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате излишне уплаченного налога, противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили требования общества, руководствуясь ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон) и ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 21.10.2003 и, как установлено судами, относится к субъектам малого предпринимательства.
В силу ст. 9 Закона в случае если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Закона направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Поскольку ставка налога является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности общества ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, о том, что увеличение ставок налога не повлекло изменения системы и порядка налогообложения деятельности в области игорного бизнеса, в связи с чем уплата законно установленного налога не является излишней, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах суды, установив наличие у общества переплаты по налогу на игорный бизнес и соблюдение им порядка, установленного ст. 78 Кодекса, пришли к правильному выводу о незаконности бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате суммы излишне уплаченного налога.
Оснований для переоценки установленных судами обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.10.2007 по делу N А07-6752/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан и Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Закона направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
...
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, о том, что увеличение ставок налога не повлекло изменения системы и порядка налогообложения деятельности в области игорного бизнеса, в связи с чем уплата законно установленного налога не является излишней, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах суды, установив наличие у общества переплаты по налогу на игорный бизнес и соблюдение им порядка, установленного ст. 78 Кодекса, пришли к правильному выводу о незаконности бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате суммы излишне уплаченного налога."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 марта 2008 г. N Ф09-1625/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника