Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 марта 2008 г. N Ф09-1050/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Союз С" (далее - ЗАО "Союз С") на определение Арбитражного суда Свердловской области от 03.12.2007 о включении требований Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Свердловской области (далее - ФНС России) в реестр требований кредиторов по делу N А60-13752/2007-С11 о признании ЗАО "Союз С" несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании приняли участие представители:
ФНС России - Овчинников И.В. (доверенность от 25.10.2007);
ЗАО "Союз С" - Кирикова А.А. (доверенность от 06.03.2008).
ФНС России обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ЗАО "Союз С" ее требований об уплате недоимки в сумме 796020 руб., пеней в сумме 615303 руб., штрафов в сумме 642851 руб. (с учетом уточнения размера требований).
Определением суда от 03.12.2007 во вторую очередь реестра требований кредиторов включено требование ФНС России об уплате недоимки в сумме 115119 руб., в третью очередь реестра - требование об уплате недоимки в сумме 680901 руб., пеней в сумме 615303 руб. и штрафов в сумме 642851 руб.
В порядке апелляционного производства определение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ЗАО "Союз С" просит данное определение отменить в части включения в третью очередь реестра требований кредиторов недоимки по земельному налогу в сумме 648144 руб., пеней в сумме 110796 руб. и штрафов в сумме 642851 руб. по этому же налогу, ссылаясь на использование им в 2003-2006 гг. только непосредственно занятого объектами недвижимости земельного участка площадью 7000,2 кв.м и земельного участка площадью 3250 кв.м, занятого автодорогами и площадями для хранения материалов и запасных частей. Поэтому начисление земельного налога за использование остальной части земельного участка является неправомерным.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Свердловской области от 23.07.2007 в отношении ЗАО "Союз С" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Кирпищиков А.И.
Сообщение о введении в отношении ЗАО "Союз С" процедуры наблюдения опубликовано в "Российской газете" 25.08.2007.
Межрайонной инспекцией ФНС России N 3 по Свердловской области (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Союз С". По результатам проверки составлен акт от 06.03.2007 N 10 и вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности от 06.06.2007 N 98, согласно которому ЗАО "Союз С" начислены земельный налог за 2004-2006 гг. в общей сумме 648144 руб., пени в сумме 110796 руб. и штрафы (п. 1 и 2 ст. 119, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации) в сумме 642851 руб.
На основании данного решения должнику направлено требование N 71 об уплате налога, сбора, пеней и штрафа по состоянию на 16.07.2007 и вынесено решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках от 29.08.2007 N 752.
На основании ст. 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ФНС России предъявила к ЗАО "Союз С" требование об уплате недоимки, пеней и штрафов, в том числе начисленных по результатам выездной налоговой проверки.
Рассмотрев заявление, суд признал требования ФНС России обоснованными, так как порядок и сроки взыскания задолженности инспекцией соблюдены.
Выводы суда являются правильными и соответствуют материалам дела.
Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налогов, подлежащих уплате, и уплачивают их в бюджет (ст. 23, 45, 52 Налогового кодекса Российской Федерации). Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов осуществляют налоговые органы.
Глава 14 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает формы проведения налоговыми органами налогового контроля. Одной из таких форм является проведение налоговых проверок (камеральных и выездных).
В ходе проведения выездной налоговой проверки инспекцией выявлена неуплата ЗАО "Союз С" в 2004-2006 гг. земельного налога.
По договору купли-продажи от 30.12.2002 N 4/236 ЗАО "Союз С" приобрело у государственного предприятия "Управление строительства 13" Спецстроя РФ комплекс зданий, включающий здание ремонтно-механического цеха с административно-бытовыми помещениями, здание ремонтно-механического цеха с бытовыми помещениями, здание цеха металлоконструкций со складскими помещениями. Указанные объекты недвижимости переданы по акту приема-передачи от 30.12.2002. ЗАО "Союз С" на них оформлено право собственности, 11.08.2003 выданы свидетельства о праве собственности.
Общая площадь земельного участка, находящегося непосредственно под зданиями, составляет 6832,7 кв.м Однако одним из условий договора купли-продажи предусмотрена передача ЗАО "Союз С" необходимого для содержания имущественного комплекса земельного участка, который находился у продавца зданий на праве постоянного бессрочного пользования. Общая площадь земельного участка составляет 34400 кв.м
Согласно п. 1 и 3 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Поскольку ЗАО "Союз С" получило в пользование земельный участок площадью 34300 кв.м, оно обязано уплачивать земельный налог за 2004-2005 гг. на основании ст. 1 и 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", за 2006 г. - на основании ст. 387, 388 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако в указанный период времени ЗАО "Союз С" не исчисляло и не уплачивало земельный налог и не представляло в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, в связи с чем инспекцией ему начислены налог, пени и штрафы.
При рассмотрении дела о налоговом правонарушении ЗАО "Союз С" в инспекцию представлены возражения по акту выездной налоговой проверки, в которых указано на правомерность начисления земельного налога только за земельный участок площадью 7000,2 кв.м, непосредственно занятый строениями.
Материалы налоговой проверки и возражения ЗАО "Союз С" начальником инспекции рассмотрены в присутствии руководителя ЗАО "Союз С" и возражения отклонены.
С учетом того, что по договору купли-продажи продавались не отдельные здания, а имущественный комплекс, переданный вместе с имущественным комплексом земельный участок необходим для его содержания и обслуживания, не является земельным участком общего пользования и находится в пользовании у ЗАО "Союз С".
Землепользователи, за исключением арендаторов являются плательщиками земельного налога. Таким образом, начисленные инспекцией налог, пени и штрафы правомерно включены судом в третью очередь реестра требований кредиторов.
Доводы ЗАО "Союз С", изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, так как противоречат нормам материального права.
С учетом изложенного судебный акт в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба ФНС России - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Свердловской области от 03.12.2007 по делу N А60-13752/2007-С11 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Союз С" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налогов, подлежащих уплате, и уплачивают их в бюджет (ст. 23, 45, 52 Налогового кодекса Российской Федерации). Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов осуществляют налоговые органы.
Глава 14 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает формы проведения налоговыми органами налогового контроля. Одной из таких форм является проведение налоговых проверок (камеральных и выездных).
...
Согласно п. 1 и 3 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
...
Поскольку ЗАО "Союз С" получило в пользование земельный участок площадью 34300 кв.м, оно обязано уплачивать земельный налог за 2004-2005 гг. на основании ст. 1 и 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", за 2006 г. - на основании ст. 387, 388 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 марта 2008 г. N Ф09-1050/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника