Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 марта 2008 г. N Ф09-1906/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2007 по делу N А07-14377/07.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Племенной завод имени Максима Горького" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа инспекции в реструктуризации задолженности по налогу, пеням и штрафу по налогу на доходы физических лиц, обязании инспекции подписать соглашение о реструктуризации указанной задолженности со дня принятия Межведомственной республиканской комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей по Республике Башкортостан от 20.09.2005 о включении общества в программу финансового оздоровления и возвратить сумму удержанных пеней в размере 215418,81 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2007 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными отказ инспекции в реструктуризации задолженности общества по налогу, пеням и штрафу по налогу на доходы физических лиц. Суд обязал инспекцию подписать соглашение о реструктуризации указанной задолженности со дня принятия Межведомственной республиканской комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей по Республике Башкортостан решения от 20.09.2005 о включении общества в программу финансового оздоровления, а также возвратить обществу сумму удержанных пеней по налогу на доходы физических лиц в размере 189810,76 руб. В части взыскания пеней в сумме 25608,05 руб. заявление оставлено без рассмотрения.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
Как следует из материалов дела, согласно протоколу Межведомственной республиканской комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей по Республике Башкортостан от 20.09.2005 N 9 общество включено в программу финансового оздоровления. Обществом и инспекцией 14.09.2005 подписано соглашение о реструктуризации долгов, в которую не были включены задолженность по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафы по указанному налогу, задолженность по пеням на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, в связи с чем на данную недоимку инспекцией начислены и взысканы пени в размере 215418,81 руб.
Общество обратилось в инспекцию с заявлением о заключении соглашения о реструктуризации долгов по налогу на доходы физических лиц в сумме 1078714,14 руб., пеням по указанному налогу в сумме 212500,37 руб. и штрафов в сумме 682609,52 руб., задолженности по пеням на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии в сумме 49997,76 руб. и о возврате суммы незаконно удержанных пеней. Инспекция в письме от 05.09.2007 N 13/9069 отказала в удовлетворении заявления, сославшись на то, что в соответствии с протоколом Федеральной Межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению от 25.02.2003 задолженность по налогу на доходы физических лиц и по взносам на обязательное пенсионное страхование не подлежит реструктуризации.
Полагая, что отказ во включении в реструктуризацию указанной суммы незаконен, общество обратилось в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из принципа однократности участия в программе финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей и наличия у общества права на реструктуризацию задолженности по состоянию на 01.02.2004.
Выводы суда основаны на материалах дела, исследованных согласно ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют действующему законодательству.
В силу п. 1, 2 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных производителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52, реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, а также платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги). Долги, подлежащие реструктуризации, определяются по состоянию на 1-е число месяца подачи сельскохозяйственным товаропроизводителем заявления о включении его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Право на реструктуризацию долгов предоставляется при условии уплаты в полном объеме сельскохозяйственным товаропроизводителем текущих платежей по налогам, сборам и другим денежным обязательствам в течение 1 месяца до принятия решения о реструктуризации долгов.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей" сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет право на реструктуризацию долгов только один раз.
В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона федеральная комиссия: организует работу территориальных комиссий; определяет перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса об улучшении финансового состояния должника, порядок оценки его долгов, порядок проведения реструктуризации долгов, методику расчета показателей финансового состояния должника, базовые условия реструктуризации долгов, типовое соглашение о реструктуризации долгов. Территориальные комиссии: определяют условия, необходимые для проведения реструктуризации долгов, и принимают решения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям права на реструктуризацию долгов; осуществляют контроль за ходом исполнения сельскохозяйственными товаропроизводителями принятых на себя обязательств по соглашению о реструктуризации долгов.
Судом установлено, что у общества отсутствуют долги по текущим налоговым платежам, что подтверждается письмом инспекции от 16.07.2007 N 13/8281. Поскольку указанными актами не предусмотрено применение порядка реструктуризации в отношении конкретных налогов, не установлено исключений для налоговых агентов, Межведомственная республиканская комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей по Республике Башкортостан не наделена полномочиями по определению видов налогов, подлежащих или не подлежащих реструктуризации, суд пришел к правомерному выводу о возможности включения данных сумм в реструктуризацию на условиях, предусмотренных соглашением о реструктуризации долгов от 14.09.2005, и обоснованно удовлетворил заявление общества в указанной части.
В остальной части судебный акт не обжалуется.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2007 по делу N А07-14377/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.01.2003 N 52 реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, а также платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги).
Налоговым органом было отказано сельскохозяйственному товаропроизводителю о включении в соглашение о реструктуризации задолженности по НДФЛ и взносам на обязательное пенсионное страхование, так как указанные суммы не были включены в реструктурированную задолженность в соответствии с протоколом Федеральной Межведомственной комиссией по финансовому оздоровлению.
Не согласившись с принятым решением, налогоплательщик обратился в суд.
Как указал суд, у налогоплательщика отсутствовали долги по текущим платежам, что является одним из основных условий для предоставления права на реструктуризацию долгов.
Законодательством не установлено порядка применения реструктуризации в отношении конкретных налогов, не установлено исключений и для налоговых агентов.
Межведомственная региональная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей не наделена полномочиями по определению видов налогов, подлежащих или не подлежащих реструктуризации,
Таким образом, отказ налогового органа на включение в соглашение о реструктуризации задолженности по НДФЛ и взносам на обязательное пенсионное страхование является незаконным.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 марта 2008 г. N Ф09-1906/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника