Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 марта 2008 г. N Ф09-1371/08-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аптека "Классика" (далее - общество "Аптека "Классика") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.06.2007 (резолютивная часть от 28.05.2007) по делу N А76-31205/2006 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2007 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
Общества с ограниченной ответственностью "Катрин" (далее - общество "Катрин") - Ибрагимова С.Ф. (доверенность от 01.10.2006);
общества "Аптека "Классика" - Щенов С.В. (доверенность от 05.10.2006 N 04-юр).
Общество "Катрин" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Златоустовского городского округа, выразившегося в непринятии решения по заявке общества об отводе земельного участка площадью 1500 кв.м под строительство центра детских развлечений и благоустройство территории по адресу: г. Златоуст, пр. Гагарина, 1 линия, севернее строящегося магазина бытовой техники, а также о признании незаконным решения комиссии по землеотводам от 20.10.2006 в части земельного участка по адресу: Златоуст, пр. Гагарина, 1 линия, севернее строящегося магазина бытовой техники (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Капитал-Сити" (далее - общество "Капитал-Сити"), общество "Аптека "Классика", федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.06.2007 (резолютивная часть от 28.05.2007) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение комиссии по землеотводам от 20.10.2006. Признано незаконным бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии решения по заявке общества "Катрин" об отводе земельного участка площадью 1500 кв.м под строительство центра детских развлечений и под благоустройство территории, расположенного по адресу: г. Златоуст, пр. Гагарина, 1 линия, севернее строящегося магазина бытовой техники. На администрацию Златоустовского городского округа возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя, рассмотреть по существу заявку об отводе земельного участка площадью 1500 кв.м под строительство центра детских развлечений и под благоустройство территории, расположенного в Златоусте, пр. Гагарина, 1 линия, севернее строящегося магазина бытовой техники.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2007 решение изменено. Признаны незаконными пункты 2 и 3 решения комиссии по землеотводам от 20.10.2006, содержащегося в протоколе от 20.10.2006 N 12. Признано незаконным бездействие администрации Златоустовского городского округа, выразившееся в непринятии решения по заявке заявителя об отводе земельного участка площадью 1500 кв.м под строительство центра детских развлечений и под благоустройство территории, расположенного в г. Златоусте, пр. Гагарина, 1 линия, севернее строящегося магазина бытовой техники. На администрацию Златоустовского городского округа возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, рассмотреть по существу заявку об отводе указанного земельного участка.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Аптека "Классика" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом "Катрин" требований, ссылаясь на неприменение арбитражными судами подп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации; неправильное толкование п. 7 Положения о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в г. Златоусте, утвержденного решением Златоустовского городского Собрания депутатов Челябинской области от 01.07.2004 N 811. Кроме того, заявитель указывает на неприменение судами ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагая, что на администрацию Златоустовского городского округа возложены обязанности, которые она неправомочна исполнять, а также на нарушение судами положений ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждено материалами дела, общество "Катрин" обратилось в администрацию Златоустовского городского округа с заявлением об отводе земельного участка площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: г. Златоуст, пр. Гагарина, 1 линия, севернее строящегося магазина бытовой техники, под строительство центра детских развлечений и под благоустройство территории.
Заявка общества "Катрин" на отвод земельных участков рассмотрена 20.12.2005 на заседании комиссии по землеотводам. Решением комиссии (протокол от 20.12.2005 N 19) заявителю было предложено представить для рассмотрения в Управление архитектуры и градостроительства эскиз-развертку вдоль главной линии фасадов от дома N 9 до дома N 12 линии 1 пр. Гагарина.
Рассмотренные на комиссии вопросы и принятые по ним решения опубликованы в газете "Златоустовский рабочий" от 17.01.2006.
В соответствии с требованиями комиссии по землеотводам общество "Катрин" разработало эскизный проект центра детских развлечений и представило его 25.08.2006 на рассмотрение комиссии, по результатам которого в проект были внесены замечания. На повторном обсуждении 02.11.2006 доработанный с учетом замечаний эскизный проект был принят.
В то же время комиссией по землеотводам 20.10.2006 были рассмотрены заявки общества "Капитал-Сити" и общества "Аптека "Классика" на отвод указанного выше земельного участка.
В связи с наличием нескольких заявок на отвод спорного земельного участка комиссией принято решение организовать торги на право заключения договора аренды на данный земельный участок для строительства центра детских развлечений. При этом победителю предписано осуществить строительство на основании рекомендованного градостроительным советом эскизного проекта (протокол комиссии по землеотводам от 20.10.2006 N 12).
Полагая, что решение комиссии по землеотводам от 20.10.2006 и бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии решения по заявке об отводе спорного земельного участка, являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества "Катрин", последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в определенном п. 5 ст. 30 названного Кодекса порядке. Одним из этапов такого порядка является выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 названного Кодекса).
Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Руководствуясь указанными нормами права, суды пришли к обоснованному выводу о том, что наличие заявления гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка является основанием для совершения уполномоченным органом определенных действий, соответственно, со стороны администрации имеет место бездействие, выразившееся в нерассмотрении заявки по существу и непринятии решения об отводе земельного участка, либо отказе в размещении объекта и предоставлении земельного участка.
Установив, что заявка общества "Катрин" о предоставлении земельного участка для строительства центра детских развлечений на рассмотрение комиссии по землеотводам повторно не выносилась, суды правомерно признали бездействие органа местного самоуправления незаконным.
Признавая незаконным пункты 2, 3 решения комиссии по землеотводам от 20.10.2006, содержащегося в протоколе от 20.10.2006 N 12, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в г. Златоусте, утвержденным решением Златоустовского городского Собрания Депутатов Челябинской области от 01.07.2004 N 811.
Пунктом 7 указанного Положения установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому по результатам рассмотрения заявки о предоставлении земельного участка комиссия по землеотводам принимает одно из следующих решений: о выдаче заявителю акта предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора земельного участка); об отказе в предоставлении земельного участка; о необходимости проведения дополнительных обследований, изысканий либо согласований.
Решение комиссии по землеотводам публикуется в газете "Златоустовский рабочий". При этом в случае поступления в течение 15 дней с момента публикации других заявок на предоставление земельного участка данный участок либо право его аренды выставляются на торги.
Принимая во внимание, что с момента публикации (17.01.2006) решения комиссии по землеотводам о необходимости представления обществом "Катрин" эскиза-развертки других заявок о предоставлении спорного земельного участка в установленный срок не поступало, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что общество "Катрин" является единственным претендентом на спорный земельный участок, в связи с чем оспариваемое решение комиссии по землеотводам от 20.10.2006 об организации торгов признано судами незаконным.
Между тем, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в указанной части не могут быть признаны законными, поскольку приняты с нарушением норм процессуального права.
В соответствии со ст. 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления.
Таким образом, оспариваемое решение комиссии по землеотводам не относится к категории ненормативных правовых актов, поскольку не устанавливает и не прекращает субъективных прав, а является документом, свидетельствующим о комиссионном рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков.
При таких обстоятельствах производство по делу в части признания недействительным решения комиссии по землеотводами от 20.10.2006 следовало прекратить.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения требований общества "Катрин" о признании незаконными пунктов 2, 3 решения комиссии по землеотводам от 20.10.2006 подлежит отмене, производство по делу в указанной части - прекращению.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.06.2007 (резолютивная часть от 28.05.2007) по делу N А76-31205/2006 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2007 по тому же делу в части удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Катрин" о признании незаконными пунктов 2, 3 решения комиссии по землеотводам от 20.10.2006, содержащегося в протоколе от 20.10.2006 N 12, отменить.
Производство по делу в этой части прекратить.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 7 указанного Положения установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому по результатам рассмотрения заявки о предоставлении земельного участка комиссия по землеотводам принимает одно из следующих решений: о выдаче заявителю акта предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора земельного участка); об отказе в предоставлении земельного участка; о необходимости проведения дополнительных обследований, изысканий либо согласований.
...
В соответствии со ст. 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 марта 2008 г. N Ф09-1371/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника