Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 31 марта 2008 г. N Ф09-2011/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2007 по делу N А60-12154/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Смирнов Ю.Б. (доверенность от 10.01.2008 б/н), Крашенинников С.С. (доверенность от 10.09.2007 б/н);
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") в лице филиала "Свердловская железная дорога акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - филиал, заявитель) - Никитин И.А. (доверенность от 21.05.2007 N 66 АБ 895517), Ахметшин П.Р. (доверенность от 13.02.2008 N 66 Б 198749);
общества с ограниченной ответственностью "Биотэкс-А" (далее - общество "Биотекс-А") - Коршунова Ю.Б. (доверенность от 01.10.2005 N 8), Кванскова А.В. (доверенность от 01.10.2005 N 9);
общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр учета и утилизации запорно-пломбировочных устройств (далее - ЗПУ) "Свердловский" (далее - общество "РЦУЗ "Свердловский") - Жерносеков П.В. (доверенность от 25.07.2007 б/н).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество "РЖД" в лице филиала обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными п 1, 4 решения управления от 24.05.2007 N 14.
Решением суда от 24.09.2007 заявление общества "РЖД" в лице филиала удовлетворено частично. Признан недействительным п. 1 решения управления от 24.05.2007 N 14 о признании факта согласованности действий общества "РЦУЗ "Свердловский" и общества "РЖД" в лице филиала, выразившейся в установлении непредусмотренных законодательством условий обращения ЗПУ в форме незаконного требования от продавцов ЗПУ и грузоотправителей представить названные устройства на склад общества "РЦУЗ "Свердловский" для проверки их качества, как условия регистрации; о признании факта согласованности действий указанных лиц, выразившихся в необоснованном отказе Свердловской железной дороги в заключении публичного договора перевозки грузов, опломбированных сертифицированными ЗПУ, не прошедшими контроль качества на складе общества "РЦУЗ "Свердловский". В удовлетворении заявления общества "РЖД" в лице филиала о признании незаконным п. 4 указанного решения антимонопольного органа отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в управление обратились общество "Биотэкс-А" - продавец ЗПУ "Газ-Гарант", применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых обществом "РЖД", и закрытое акционерное общество "Энергет и КО" (далее - общество "Энергет и КО"), являющееся производителем этих ЗПУ, с жалобами на действия общества "РЖД" и общества "РЦУЗ "Свердловский", выразившиеся в требовании доставки ЗПУ на склад общества "РЦУЗ "Свердловский" для проверки их качества как условие их регистрации и в отказе Свердловской железной дороги в перевозке груза в вагонах и контейнерах, опломбированных ЗПУ, не прошедшими проверку качества, и создании тем самым препятствий к доступу на рынок продукции общества "Энергет и КО".
Приказом управления от 25.04.2007 N 69 было возбуждено дело N 14 по признакам нарушения обществом "РЖД" и обществом "РЦУЗ "Свердловский" требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела комиссией 24.05.2007 было принято решение N 14 (изготовлено в полном объеме 07.06.2007), п. 1 которого признан факт согласованных действий общества "РЦУЗ "Свердловский" и общества "РЖД" в лице филиала, что является нарушением ч. 2 ст. 11 Закона N 135-ФЗ, выразившимся в установлении не предусмотренных законодательством условий обращения ЗПУ в форме незаконного требования от продавцов ЗПУ, грузоотправителей представления ЗПУ на склад общества "РЦУЗ "Свердловский" для проверки качества как условие их регистрации, и нарушением п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ, выразившимся в экономически и технологически не обоснованном отказе Свердловской железной дороги от заключения публичного договора перевозки грузов, опломбированных сертифицированными ЗПУ, но не прошедшими контроль качества на складе общества "РЦУЗ "Свердловский".
Кроме того, комиссия посчитала, что Порядок учета, хранения и утилизации ЗПУ, утвержденный Распоряжением общества "РЖД" от 09.10.2007 N 2033р, противоречит действующему законодательству и принятие такого документа выходит за рамки прав коммерческой организации; документ устанавливает для участников оборота ЗПУ дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательными актами, регулирующими отношения участников железнодорожной перевозки, незаконно наделяет коммерческие организации полномочиями по контролю качества продукции, выпускаемой третьими лицами, устанавливает раздел рынка оборота ЗПУ по территориальному признаку. Учитывая, что данный документ, принятый обществом "РЖД", затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц, причастных к обороту ЗПУ на российских железных дорогах, п. 4 комиссия решила направить материалы дела в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации с просьбой рассмотреть указанный документ общества "РЖД" на его соответствие требованиям антимонопольного законодательства и другим нормативным актам.
Не согласившись с п. 1, 4 указанного решения управления, общество "РЖД" в лице филиала обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявление общества "РЖД" в части признания незаконным п. 1 обжалуемого решения управления, суды исходили из законности требования перевозчика о предъявлении ЗПУ в общество "РЦУЗ "Свердловский" для проверки их качества и регистрации сведений о ЗПУ, поскольку данное требование соответствует представленным заявителю полномочиям, обусловлено необходимостью выполнения им обязанности по сохранности перевозимого груза, что отвечает интересам перевозчика и грузоотправителей. Суды также указали, что положения п. 4 оспариваемого решения управления не нарушают права и законные интересы заявителя.
Выводы судов являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 135-ФЗ согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
В соответствии со ст. 11 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести в том числе к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ); также запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции (ч. 2 ст. 11 Закона N 135-ФЗ).
Из материалов дела видно, что Распоряжением от 09.10.2006 N 2033р общество "РЖД" утвердило Порядок учета, хранения и утилизации запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых обществом "РЖД", которым предусматривается создание в акционерном обществе единой централизованной системы учета обращения ЗПУ.
Согласно п. 4 названного Порядка функции единого консолидирующего центра по учету, хранению и утилизации ЗПУ по договору с обществом "РЖД" осуществляет закрытое акционерное общество "Отраслевой центр внедрения новой техники и технологии" (далее - ЕКЦ), которое обеспечивает по договорам с изготовителями ЗПУ выделение им диапазонов индивидуальных контрольных знаков, наносимых на ЗПУ, и контроль качества ЗПУ; учет в автоматизированном программном комплексе, интегрированном с АСУ ЗПУ (комплекс программных средств общества "РЖД" по учету наличия и расхода ЗПУ на железных дорогах), поставленных изготовителями утилизированных ЗПУ; контроль порядка распределения и хранения ЗПУ; погашение и утилизацию ЗПУ.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что ЗПУ подлежат регистрации в региональных центрах учета и утилизации ЗПУ (далее - РЦУЗ), организованных ЕКЦ в регионе каждой железной дороги, на основании результатов проверки РЦУЗ сведений об их наименовании, индивидуальных контрольных знаках, а также другой информации, представляемой изготовителями, включая сведения о получателях ЗПУ - уполномоченных представительствах изготовителей, филиалах общества "РЖД" и структурных подразделениях железных дорог, грузоотправителях, грузополучателях, наименовании железнодорожных станций, с которых планируется отправка грузов в вагонах и контейнерах, опломбированных этими ЗПУ, при наличии информации об этих станциях; сведения о зарегистрированных ЗПУ незамедлительно передаются РЦУЗ в ЕКЦ для внесения их в АСУ ЕКЦ (п. 6 Порядка); применение для пломбирования вагонов и контейнеров ЗПУ, не внесенных в АСУ ЕКЦ, не допускается (п. 7 Порядка).
Распоряжением от 12.02.2007 N 184р общество "РЖД" утвердило Положение о едином консолидирующем центре общества "РЖД" (ЕКЦ) по учету, хранению и утилизации запорно-пломбировочных устройств, в п. 1 которого указано, что целью создания центра являются сокращение расходов от несохранных перевозок, исключение из использования при пломбировании вагонов и контейнеров контрафактных изделий и повышение доходов от коммерческой деятельности железных дорог - филиалов общества "РЖД". В соответствии с Положением ЕКЦ обеспечивает консолидированный контроль качества, учета, хранения и утилизации ЗПУ на всех этапах оборота ЗПУ от присвоения индивидуальных контрольных знаков и изготовления до утилизации.
Как указано в п. 4 Порядка учета, хранения и утилизации ЗПУ, в качестве своего агента, осуществляющего функции единого консолидирующего центра по учету, хранению и утилизации ЗПУ, общество "РЖД" определило ЕКЦ, с которым заключен договор от 26.03.2007 N ЕКЦ/06-07/132. Пунктом 2.1.1 этого договора предусмотрено, что ЕКЦ обеспечивает контроль качества ЗПУ, в том числе путем проверки соответствия наименования и количества ЗПУ сопроводительным документам, визуальное сравнение с эталонными образцами, натуральное сличение индивидуальных контрольных знаков ЗПУ с данными, указанными на упаковке (таре).
На основании договора с ЕКЦ от 01.02.2007 N ЕКЦ/06-07/И-12 общество "РЦУЗ "Свердловский" определено в качестве одного из региональных центров учета и утилизации ЗПУ и в соответствии с пунктом 1.1 этого договора обязано оказывать ЕКЦ за плату услуги по обеспечению контроля качества ЗПУ, в том числе проверку соответствия наименования и количества ЗПУ сопроводительным документам и визуальное сравнение с эталонными образцами, натуральное сличение индивидуальных контрольных знаков ЗПУ с данными, указанными на упаковке (таре), путем проверки индивидуальных контрольных знаков ЗПУ в АСУ ЕКЦ, проверки нумерации ЗПУ по дате производства, проверки нумерации ЗПУ на соответствие типу ЗПУ, проверки ЗПУ по дате регистрации изготовителем, проверки соответствия сведений, указанных в сопроводительных документах, информации в АСУ ЕКЦ, осуществление регистрации ЗПУ, прошедших контроль качества; обеспечение учета изготовленных, поставленных, зарегистрированных, погашенных, собранных и утилизированных ЗПУ в АСУ ЕКЦ.
Свердловская железная дорога информировала свои структурные подразделения, связанные с грузовыми перевозками, что в соответствии с Распоряжением общества "РЖД" от 09.10.2006 N 2033р с 01.02.2007 вводится в действие новый Порядок учета, хранения и утилизации ЗПУ, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых обществом "РЖД", в соответствии с которым все ЗПУ подлежат регистрации в обществе "РЦУЗ "Свердловский" и что все грузоотправители, приобретающие ЗПУ у завода-изготовителя или их представителей, должны предоставлять на станцию отправления реестр на номерном бланке РЦУЗ с подписью и печатью, с указанием грузоотправителя, наименования, количества, индивидуальных контрольных знаков приобретенных ЗПУ.
Письмом от 26.01.2007 N МО-296/2617 Свердловская железная дорога уведомила продавцов ЗПУ о введении нового порядка регистрации ЗПУ и необходимости их регистрации в обществе РЦУЗ "Свердловский".
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Энергет и КО", являющееся производителем ЗПУ, зарегистрировало в АСУ ЕКЦ запорно-пломбировочные устройства, отгруженные в адрес общества "Биотэкс-А", которое, в свою очередь, уведомило об этом общество "РЦУЗ "Свердловский" и сообщило индивидуальные номера полученных ЗПУ, однако не представило последние на склад общества "РЦУЗ "Свердловский" для проверки их качества.
Общество "РЦУЗ "Свердловский" направило в адрес общества "Биотэкс-А" письмо от 28.03.2007 N 020 с просьбой во избежание срыва бесперебойного обеспечения грузоотправителей ЗПУ представить запорно-пломбировочные устройства на регистрацию в общество "РЦУЗ "Свердловский".
Телеграммой от 05.04.2007 N 1339А заместитель начальника службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Свердловской железной дороги Н.В. Горностаев указал структурным подразделениям обязать грузоотправителей зарегистрировать ЗПУ, приобретенные у общества "Биотэкс-А" и им не зарегистрированные. Кроме того, в адрес общества "Энергет и КО" Свердловской железной дорогой было направлено письмо от 06.04.2007 N МО-296/6047 с просьбой обязать общество "Биотэкс-А" предоставлять запорно-пломбировочные устройства в общество "РЦУЗ "Свердловский" для проведения входного контроля и регистрации в соответствии с требованиями Порядка учета, хранения и утилизации ЗПУ.
Телеграммой от 24.05.2007 N ЦММ-15/512, направленной в адрес железных дорог России, а также производителей ЗПУ, общество "РЖД" разъяснило, что ЗПУ подлежат регистрации в общество "РЦУЗ "Свердловский" после проведения проверки их качества, заключающейся в проверке соответствия наименования и количества ЗПУ сопроводительным документам; визуальном сравнении образцов ЗПУ с эталонными образцами; натурном сличении ИКЗ ЗПУ с данными, указанными на упаковке (таре), и что применяться для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов обществом "РЖД" могут только зарегистрированные ЗПУ.
В связи с указанными распоряжениями требования о регистрации ЗПУ в обществе "РЦУЗ "Свердловский" стали предъявляться станциями Свердловской железной дороги, которые разъясняли грузоотправителям о необходимости регистрации ЗПУ и проверки их качества в обществе "РЦУЗ "Свердловский". В свою очередь, грузоотправители, которые приобрели у общества "Биотэкс-А" запорно-пломбировочные устройства, не зарегистрированные в обществе "РЦУЗ "Свердловский", стали предъявлять поставщику претензии или отказывались от приобретения ЗПУ у данного поставщика, что и послужило основанием для обращения общества "Биотэкс-А" в антимонопольный орган.
Правовым основанием обращения ЗПУ является ст. 28 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта", в соответствии с которой загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами перевозчиками и за их счет, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями (отправителями) и за их счет, если погрузка обеспечивается грузоотправителями (отправителями). При этом данной статьей Закона установлено, что общие требования к применяемым на железнодорожном транспорте для опломбирования вагонов, контейнеров запорно-пломбировочным устройствам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а типы применяемых при опломбировании запорно-пломбировочных устройств, их порядок учета, хранения и утилизации устанавливаются перевозчиком.
Правила приема груза к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС РФ) от 18.06.2003 N 28 и зарегистрированные в Минюсте Российской Федерации, п. 21 которых установлено, что пломбирование вагонов и контейнеров осуществляется в соответствии с Правилами пломбирования вагонов, контейнеров на железнодорожном транспорте.
Правилами пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС РФ от 17.06.2003 N 24 и зарегистрированными в Минюсте Российской Федерации 19.06.2003 N 4770, предусмотрено, что ЗПУ (контрольные элементы, совмещенные в единой конструкции с блокирующими устройствами) не должны допускать возможности снятия их с вагона, контейнера без нарушения целостности ЗПУ; пломбирование вагонов, контейнеров должно осуществляться таким образом, чтобы сохранялась возможность беспрепятственного визуального считывания нанесенной на ЗПУ информации.
Согласно п. 1.14 данных Правил применение для пломбирования вагонов, контейнеров ЗПУ, изготовленных без учета требований, установленных МПС РФ, не допускается, а п. 1.16 Правил установление типов применяемых при пломбировании вагонов и контейнеров ЗПУ, Порядка их учета, хранения и утилизации отнесено к компетенции перевозчика.
МПС РФ 25.06.2003 утверждены также Общие требования к запорно-пломбировочным устройствам механическим, применяемым для пломбирования грузовых вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте Российской Федерации, содержащие аналогичные положения.
Таким образом, ст. 28 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и соответствующими подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, установлено, что определение порядка учета, хранения и утилизации запорно-пломбировочных устройств отнесено к компетенции перевозчика.
При этом анализ приведенных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что система учета ЗПУ предполагает и осуществление контроля перевозчика за качеством ЗПУ как условие возможности их использования по прямому назначению. В силу п. 28 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом прием грузов предполагает визуальный осмотр и определение исправности ЗПУ, а также из приведенных выше положений Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, предусматривающих контроль перевозчика за маркировкой ЗПУ, а также исключение применения ЗПУ с одинаковыми, неясными и неполными индивидуальными контрольными знаками.
Полномочия железнодорожных администраций дорог по согласованию применения ЗПУ и по отказу в применении ЗПУ при наличии оснований, подтверждающих необеспечение сохранности перевозимых грузов, предусмотрены также Временными правилами запирания и пломбирования вагонов и контейнеров ЗПУ при перевозке грузов по железным дорогам государств - участников Содружества независимых государств, Латвийской республики, Литовской республики, Эстонской республики, утвержденными 30.01.1998 на 20-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, которые обязательны для России, являющейся одной из договаривающихся сторон по этому международному документу.
Согласно п. 10 Устава общества "РЖД", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585, одной из задач общества при осуществлении железнодорожных перевозок является обеспечение сохранности перевозимых грузов.
Использование ЗПУ призвано обеспечить сохранность грузов, и, поскольку в соответствии с действующими нормативными правовыми актами определение порядка учета, хранения и утилизации ЗПУ отнесено к компетенции перевозчиков, Общество "РЖД" Распоряжением от 09.10.2006 N 2033р установило Порядок учета, хранения и утилизации запорно-пломбировочных устройств, применяемых при пломбировании вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых обществом "РЖД".
Поскольку определение порядка учета ЗПУ отнесено к компетенции перевозчика, при этом перевозчик вправе (и обязан, исходя из его задачи по обеспечению сохранности грузов) осуществлять контроль за качеством запорно-пломбировочных устройств путем их визуального осмотра, натурного сличения с данными, указанными в сопроводительной документации, и т.д., суды пришли к правильному выводу о том, что перевозчик вправе и определять, каким образом осуществляется проверка качества при опломбировании вагонов или контейнеров либо путем предварительного контроля, в том числе посредством предъявления ЗПУ перевозчику или его уполномоченному лицу.
С учетом изложенного суды правомерно указали на необоснованность вывода антимонопольного органа о том, что общество "РЖД" не вправе издавать акты, которые устанавливают какие-либо обязательства как для участников перевозочного процесса, так и для третьих лиц, в части контроля качества ЗПУ.
Установленный обществом "РЖД" Порядок учета, хранения и утилизации запорно-пломбировочных устройств, применяемых при пломбировании вагонов и контейнеров при перевозках грузов, определяет обязательные условия договора перевозки грузов в части применения запорно-пломбировочных устройств, учтенных и проверенных в соответствии с данным Порядком. Этот Порядок как условие договора действует в отношении всех грузоотправителей, и лишь при его выполнении перевозчик обязан принять груз и осуществить его перевозку, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения этого условия перевозчик вправе отказаться от исполнения договора перевозки.
Таким образом, вывод судов о том, что данное условие публичного договора не может рассматриваться как возложение дополнительного обязательства на участников перевозочного процесса, является правильным.
Кроме того, суды правомерно указали на необоснованность вывода управления о согласованности действий Свердловской железной дороги и общества "РЦУЗ "Свердловский" по требованию представления ЗПУ для регистрации и проверки качества согласованными и ограничивающими конкуренцию на федеральном товарном рынке реализации запорно-пломбировочных устройств, что запрещено ст. 11 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 4 Закона N 135-ФЗ товарный рынок - это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно п. 7 ст. 4 Закона N 135-ФЗ конкуренцией признается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Исходя из указанных определений общество "РЖД" не является участником товарного рынка реализации ЗПУ, поскольку не является их продавцом, а оказывает услуги по перевозке грузов, сохранность которого обеспечивается при помощи запорно-пломбировочных устройств, реализуемых другими продавцами.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что общество "РЖД" не конкурирует на товарном рынке реализации ЗПУ с другими хозяйствующими субъектами, создавая для себя или для других лиц неправомерные преимущества, и его действия не влияют на общие условия реализации ЗПУ и не устраняют конкуренцию на данном товарном рынке.
Помимо изложенного, суды обоснованно, руководствуясь ст. 65, п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указали на непредставление управлением достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих факт отказа Свердловской железной дороги от выполнения своих обязанностей по перевозке грузов в связи с опломбированием вагонов и контейнеров ЗПУ, не зарегистрированными в обществе "РЦУЗ "Свердловский".
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным п. 1 решения антимонопольного органа от 24.05.2007 N 14.
Требования общества "РЖД" о признании недействительным п. 4 названного решения управления, в соответствии с которым принято решение о направлении материалов дела в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации с просьбой рассмотреть Распоряжение общества "РЖД" от 09.10.2006 N 2033р на предмет его соответствия требованиям антимонопольного законодательства и другим нормативным актам, правомерно отклонены судами, поскольку решение в указанной части не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу. Между тем имеющиеся в деле доказательства судами исследованы, их переоценка не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2007 по делу N А60-12154/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установленный обществом "РЖД" Порядок учета, хранения и утилизации запорно-пломбировочных устройств, применяемых при пломбировании вагонов и контейнеров при перевозках грузов, определяет обязательные условия договора перевозки грузов в части применения запорно-пломбировочных устройств, учтенных и проверенных в соответствии с данным Порядком. Этот Порядок как условие договора действует в отношении всех грузоотправителей, и лишь при его выполнении перевозчик обязан принять груз и осуществить его перевозку, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения этого условия перевозчик вправе отказаться от исполнения договора перевозки.
Таким образом, вывод судов о том, что данное условие публичного договора не может рассматриваться как возложение дополнительного обязательства на участников перевозочного процесса, является правильным.
Кроме того, суды правомерно указали на необоснованность вывода управления о согласованности действий Свердловской железной дороги и общества "РЦУЗ "Свердловский" по требованию представления ЗПУ для регистрации и проверки качества согласованными и ограничивающими конкуренцию на федеральном товарном рынке реализации запорно-пломбировочных устройств, что запрещено ст. 11 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 4 Закона N 135-ФЗ товарный рынок - это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно п. 7 ст. 4 Закона N 135-ФЗ конкуренцией признается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 марта 2008 г. N Ф09-2011/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника