Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 апреля 2008 г. N Ф09-2023/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике (далее - управление) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 по делу N А71-8185/07 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В представленном в суд кассационной инстанции отзыве закрытое акционерное общество "Рестер" (далее - общество) заявило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 25.09.2007 N 94-07/106 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 45000 руб.
Решением суда от 24.10.2007 (резолютивная часть от 19.10.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 (резолютивная часть от 13.12.2007) решение суда отменено. Постановление управления от 25.09.2007 N 94-07/106 признано незаконным и отменено.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом положений Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон), положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска проведена проверка по вопросам соблюдения обществом требований валютного законодательства и актов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
В ходе проведения проверки Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска установлено, что обществом с фирмой "Plumat Maschinenbau-Vertriebs-Gmbh" (Германия, Эспелкамп) 20.09.2006 заключен контракт N 2006-276/49664993/0002 на поставку укомплектованного двойного инструмента (пресс-форма) для изготовления пластиковых пакетов на 100 мл с одной трубкой. Общая стоимость контракта составила 15000 евро.
Обществом в филиале открытого акционерного общества "Внешторгбанк" в г. Ижевске оформлен паспорт сделки N 06100003/1000/0012/2/0.
Согласно отметке Удмуртской таможни, проставленной на грузовой таможенной декларации N 10405030/250107/0000109, выпуск товара, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации по указанному контракту, разрешен 29.01.2007.
Справка о подтверждающих документах по сроку представления до 17.03.2007 фактически представлена в уполномоченный банк 23.04.2007.
По результатам проведения проверки Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска составлен протокол от 12.09.2007 N 2 об административном правонарушении, на основании которого управлением вынесено постановление от 25.09.2007 N 94-07/106 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 45000 руб.
Считая постановление управления о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Удмуртской Республики исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Отменяя решение суда, признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление управления, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд исходил из отсутствия в действиях общества события вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 6 ст. 15.25 Кодекса несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа.
В соответствии с положениями Федерального закона различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Банком России.
На день представления обществом справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России установлены не были.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона Банк России устанавливает также порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
В спорный период указанный порядок был установлен Банком России Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция 117-И) и Положением N 258-П.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в ч. 4 ст. 23 Федерального закона, отнесена справка о валютной операции (п. 10 ч. 4 ст. 23 Федерального закона), которая абзацем 2 п. 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Таким образом, на момент возникновения спорных правоотношений нормативными актами Банка России такие документы, как справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом и справка о поступлении валюты Российской Федерации, не были отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям в период возбуждения управлением административного дела.
Следовательно, несвоевременное представление обществом в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах 23.04.2007 (по сроку представления до 17.03.2007) не являлось административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.
При таких обстоятельствах правомерными являются выводы апелляционного суда об отсутствии на момент проведения проверки в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, и, соответственно, о наличии оснований для признания незаконным и отмены постановления управления от 25.09.2007 N 94-07/106.
Ссылка управления, изложенная в кассационной жалобе, на то, что Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета по валютным операциям, подлежит отклонению в связи со следующим.
Из содержания п. 1 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У следует, что формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, являются, в частности, справка о валютных операциях, справка о поступлении валюты Российской Федерации, справка о подтверждающих документах.
В силу п. 2 данного Указания Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У оно вступило в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России" (опубликовано 16.01.2008).
Следовательно, Указание Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У вступило в силу 27.01.2008, то есть после возникновения спорных правоотношений.
При таких обстоятельствах с учетом положений ст. 1.7 Кодекса требования Указания Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У в данном конкретном случае применены быть не могут.
Иные доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
С учетом изложенного постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 по делу N А71-8185/07 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания п. 1 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У следует, что формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, являются, в частности, справка о валютных операциях, справка о поступлении валюты Российской Федерации, справка о подтверждающих документах.
В силу п. 2 данного Указания Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У оно вступило в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России" (опубликовано 16.01.2008).
Следовательно, Указание Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У вступило в силу 27.01.2008, то есть после возникновения спорных правоотношений.
При таких обстоятельствах с учетом положений ст. 1.7 Кодекса требования Указания Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У в данном конкретном случае применены быть не могут."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 апреля 2008 г. N Ф09-2023/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника