Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 апреля 2008 г. N Ф09-2099/08-С6
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 августа 2008 г. N 8094/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу администрации Чайковского городского поселения Пермского края (далее - администрация Чайковского городского поселения) на решение Арбитражного суда Пермского края от 08.11.2007 (резолютивная часть от 02.11.2007) по делу N А50-9824/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2008 (резолютивная часть от 10.01.2008) по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании принял участие представитель муниципального унитарного предприятия "Вещевой рынок" (далее - предприятие "Вещевой рынок") - Югов Д.С. (доверенность от 31.03.2008); Головнин П.Н., директор (постановление от 15.07.1996 N 923).
Администрация Чайковского муниципального района обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, администрации Чайковского городского поселения о признании недействительной государственной регистрации права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 573,3 кв.м, кадастровый номер 59:12:001 02 45:0035, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Советская-Камская (с северо-восточной стороны ГАИ).
Определениями суда от 31.07.2007, 16.10.2007 в порядке, предусмотренном ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: предприятие "Вещевой рынок", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю, муниципальное унитарное предприятие "Чайковское земельное кадастровое бюро".
Администрация Чайковского муниципального района заявила ходатайство об уточнении оснований иска, указав, что оспаривается право собственности Чайковского городского поселения на спорный земельный участок.
Определением суда от 16.10.2007 изменение оснований иска принято в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд протокольным определением исключил из числа ответчиков Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, привлек его к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.11.2007 (резолютивная часть от 02.11.2007) исковые требования удовлетворены. Признана недействительной государственная регистрация права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 573,3 кв.м, кадастровый номер 59:12:001 02 45:0035, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, по ул. Советская-Камская (с северо-восточной стороны ГАИ).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2008 (резолютивная часть от 10.01.2008) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация Чайковского городского поселения просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами п. 1, 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1, 13 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", ст. 16 Федерального закона "О землеустройстве", ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также нарушение судами положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 46 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на необоснованность вывода суда о том, что договор аренды от 13.06.2006 N 03-09/43 является незаключенным, так как поставлен на кадастровый учет без определения границ (межевания). Кроме того, судом не принят во внимание довод администрации Чайковского городского поселения о том, что органы местного самоуправления городского поселения в период с 01.01.2006 по 01.07.2006 осуществляли полномочия по распоряжению неразграниченными землями в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации". Заявитель также считает неправильным вывод суда апелляционной инстанции о заключенности договора аренды земельного участка площадью 902,6 кв.м (арендатор - предприятие "Вещевой рынок") без указания в нем кадастрового номера земельного участка. По мнению заявителя, из содержания правоустанавливающих документов не следует наличие между сторонами многолетних арендных отношений. Земельный участок постановлением от 05.07.2005 был предоставлен предприятию "Вещевой рынок", заключен договор аренды и подписан акт приема-передачи, в связи с чем нельзя признать обоснованным вывод апелляционного суда о продлении указанного договора аренды. Кроме того, земельный участок имеет разрешенное использование - для эксплуатации мини-рынка. Поскольку в соответствии с действующим законодательством у муниципального района отсутствуют полномочия по организации торговли на территории поселения, истец не вправе иметь в собственности указанное имущество.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю указывает на то, что на государственную регистрацию права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на земельный участок площадью 573,3 кв.м были представлены все необходимые документы в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем оснований для отказа в государственной регистрации не имелось.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Чайковского городского поселения от 13.06.2006 прекращено право аренды предприятия "Вещевой рынок" на земельный участок из земель поселений площадью 902,6 кв.м для размещения объекта временного назначения - мини-рынка, расположенного в г. Чайковском по ул. Камской. Муниципальному унитарному предприятию "Жилкомэнергосервис" (далее - предприятие "Жилкомэнергосервис") предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 573,30 кв.м, кадастровый номер 59:12:001 02 45:0035, для размещения объекта временного назначения - мини-рынка, расположенного в г. Чайковском по ул. Камской.
Между администрацией Чайковского городского поселения (арендодатель) и предприятием "Жилкомэнергосервис" (арендатор) подписан договор от 13.06.2006 N 03-09/43 аренды земельного участка общей площадью 573,30 кв.м, расположенного по указанному адресу.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю 25.04.2007 зарегистрировано право собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на земельный участок общей площадью 573,3 кв.м, кадастровый номер 59:12:001 02 45:0035, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Советская-Камская (с северо-восточной стороны ГАИ), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации от 25.04.2007 N 59-59-16/027/2007-221. В качестве основания регистрации права собственности указан п. 1 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Полагая, что государственная регистрация права собственности проведена в нарушение действующего законодательства, администрация Чайковского муниципального района обратилась с соответствующим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно выписке из государственного земельного кадастра от 26.03.2007 N 12/07-1-1315 земельный участок площадью 573,3 кв.м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Советская-Камская (с северо-восточной стороны ГАИ) поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 59:12:001 02 45:0035. Из указанной выписки следует, что площадь земельного участка ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
Установив, что на момент предоставления земельного участка предприятию "Жилкомэнергосервис" земельный участок площадью 573,3 кв.м сформирован не был, его границы не описаны и не удостоверены в установленном порядке (ст. 13, п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном земельном кадастре), суды обоснованно указали на то, что данный земельный участок не индивидуализирован, и признали договор аренды от 13.06.2006 N 03-09/43 незаключенным.
В силу п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" (введена в действие 01.07.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, предоставленные муниципальным унитарным предприятиям, созданным органами местного самоуправления.
Поскольку на момент вступления в силу вышеуказанной статьи спорный земельный участок не был передан муниципальному унитарному предприятию, созданному муниципальным образованием "Чайковское городское поселение", суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для возникновения права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на спорный земельный участок в соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При таких обстоятельствах государственная регистрация права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" обоснованно признана судами недействительной.
Ссылка администрации Чайковского городского поселения на то, что истец не вправе обладать спорным имуществом, так как для данного земельного участка установлен вид разрешенного использования - эксплуатация мини-рынка, в то время как у муниципального района отсутствуют полномочия по организации торговли на территории поселения, была предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно судом отклонена. При разрешении спора по настоящему делу данный довод не имеет правового значения, так как рассматривается вопрос о наличии права собственности на земельный участок у ответчика, а не у истца.
С учетом изложенного остальные доводы, приведенные в кассационной жалобе, во внимание не принимаются.
Вывод суда апелляционной инстанции об отнесении спорного земельного участка к собственности Чайковского муниципального района в силу прямого указания закона не может быть поддержан судом кассационной инстанции, поскольку данное требование не заявлялось истцом и не было предметом рассмотрения по настоящему делу, в связи с чем указанный вывод нельзя признать обоснованным. Между тем этот вывод не привел к принятию неправильного решения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования норм процессуального права соблюдены, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
В связи с тем, что заявителем кассационной жалобы - администрацией Чайковского городского поселения Пермского края - не уплачена государственная пошлина за подачу кассационной жалобы, она подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1000 руб.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 08.11.2007 (резолютивная часть от 02.11.2007) по делу N А50-9824/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2008 (резолютивная часть от 10.01.2008) по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Чайковского городского поселения Пермского края - без удовлетворения.
Взыскать с администрации Чайковского городского поселения Пермского края в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что на момент предоставления земельного участка предприятию "Жилкомэнергосервис" земельный участок площадью 573,3 кв.м сформирован не был, его границы не описаны и не удостоверены в установленном порядке (ст. 13, п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном земельном кадастре), суды обоснованно указали на то, что данный земельный участок не индивидуализирован, и признали договор аренды от 13.06.2006 N 03-09/43 незаключенным.
В силу п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" (введена в действие 01.07.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, предоставленные муниципальным унитарным предприятиям, созданным органами местного самоуправления.
Поскольку на момент вступления в силу вышеуказанной статьи спорный земельный участок не был передан муниципальному унитарному предприятию, созданному муниципальным образованием "Чайковское городское поселение", суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для возникновения права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на спорный земельный участок в соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 апреля 2008 г. N Ф09-2099/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника