Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 апреля 2008 г. N Ф09-2110/08-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу администрации Чайковского городского поселения Пермского края (далее - администрация городского поселения) на решение Арбитражного суда Пермского края от 18.10.2007 (резолютивная часть от 16.10.2007) по делу N А50-8676/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2007 (резолютивная часть от 18.12.2007) по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители муниципального унитарного предприятия "Вещевой рынок" (далее - предприятие "Вещевой рынок") - Югов Д.С. (доверенность от 31.03.2008), Головнин П.Н., директор (постановление от 15.07.1996 N 923).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От администрации городского поселения поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. В силу ст. 159, ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство удовлетворено.
Администрация Чайковского муниципального района (далее администрация муниципального района) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к администрации городского поселения, Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (далее - управление) о признании недействительной государственной регистрации права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 1617 кв.м, кадастровый номер 59:12:001 51:0051, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Декабристов, для эксплуатации мини-рынка. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - предприятие "Вещевой рынок".
Администрация муниципального района в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнила основание иска, указала, что ею оспаривается право собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на названный земельный участок. Уточнения исковых требований приняты арбитражным судом первой инстанции.
Протокольным определением от 16.10.2007 управление привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.10.2007 (резолютивная часть от 16.10.2007) исковые требования удовлетворены. Признана недействительной государственная регистрация права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 1617 кв.м, кадастровый номер 59:12:001 51:0051, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Декабристов.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2007 (резолютивная часть от 18.12.2007) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация городского поселения просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению заявителя, истцом не доказан факт нарушения его прав и законных интересов государственной регистрацией права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение", поскольку на момент вынесения постановления от 13.06.2006 N 488 администрация городского поселения обладала полномочиями по распоряжению спорным земельным участком. Кроме того, истец не вправе обладать данным имуществом, так как для спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования - эксплуатация мини-рынка, в то время как у муниципального района отсутствуют полномочия по организации торговли на территории поселения. Администрация городского поселения указывает, что при подписании договора аренды от 13.06.2006 N 03-09/46 сторонами согласованы все существенные его условия, предмет договора определен, к моменту государственной регистрации права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" названный земельный участок поставлен на кадастровый учет, при проведении работ по межеванию участка разногласий по определению предмета договора между сторонами не возникло.
В отзыве на кассационную жалобу управление указывает, что у государственного регистратора отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение", поскольку из представленных на регистрацию документов не усматривалось, что сторонами не согласован предмет договора аренды земельного участка.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждается, что управлением 24.05.2007 на основании ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 1617 кв.м, кадастровый номер 59:12:001 51:0051, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Декабристов, для эксплуатации объекта временного назначения - мини-рынка (т. 1, л.д. 49).
Постановлением администрации городского поселения от 13.06.2006 N 488 прекращено право аренды предприятия "Вещевой рынок" на земельный участок из состава земель поселений площадью 824,9 кв.м, расположенный по адресу: г. Чайковский, ул. Декабристов (напротив жилого дома N 18). Муниципальному унитарному предприятию "Жилкомэнергосервис" (далее - предприятие "Жилкомэнергосервис"), учредителем которого является Комитет по управлению имуществом и жилищно-коммунальным хозяйством администрации городского поселения, предоставлено право аренды на земельный участок из земель поселений площадью 1617 кв.м, расположенный по названному адресу, на 11 месяцев (т. 1, л.д. 82).
На основании данного постановления 13.06.2006 администрацией городского поселения (арендодатель) и предприятием "Жилкомэнергосервис" (арендатор) подписан договор N 03-09/46 аренды спорного земельного участка для эксплуатации объекта временного назначения - мини-рынка (в редакции дополнительного соглашения от 22.06.2006). Срок действия договора определен сторонами с 13.06.2006 по 13.05.2007. (т. 1, л.д. 62-65, 89).
Администрация муниципального района, считая, что государственная регистрация права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на спорный земельный участок проведена с существенными нарушениями действующего законодательства, поскольку администрация городского поселения в соответствии с п. 10 ст. 3, п. 2 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не обладала полномочиями по распоряжению данным земельным участком, в том числе по его передаче предприятию, поэтому муниципальное образование "Чайковское городское поселение" не могло приобрести право собственности на земельный участок на основании п. 3 ст. 3.1 названного Закона, обратилась в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим иском.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. При этом суд оценивает законность оснований возникновения зарегистрированного права.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований возникновения и государственной регистрации права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на спорный земельный участок.
Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 30.06.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Как установлено судами, администрацией городского поселения на основании постановления от 13.06.2006 N 488 с предприятием "Жилкомэнергосервис" подписан договор аренды земельного участка от 13.06.2006 N 03-09/46.
Однако на момент подписания договора данный земельный участок в нарушение п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" сформирован не был, на кадастровый учет не поставлен, его границы не были описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
Таким образом, предмет договора аренды от 13.06.2006 не определен сторонами, в соответствии со ст. 432, п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации названный договор не может быть признан заключенным. Следовательно, право собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на спорный земельный участок не могло возникнуть на основании п. 3 ст. 3.1 Закона, предусматривающего возникновение права собственности органов местного самоуправления на земельные участки, предоставленные муниципальным унитарным предприятиям, созданным соответствующими органами местного самоуправления.
С учетом изложенного государственная регистрация права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" обоснованно признана судами недействительной.
Ссылка администрации на то, что истец не вправе обладать спорным имуществом, так как для данного земельного участка установлен вид разрешенного использования - эксплуатация мини-рынка, в то время как у муниципального района отсутствуют полномочия по организации торговли на территории поселения, была предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно судом отклонена. При разрешении спора по данному делу указанный довод не имеет правового значения, так как рассматривается вопрос о наличии права собственности на земельный участок у ответчика, а не у истца.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.03.2008 о принятии кассационной жалобы к производству администрации городского поселения отказано в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины, заявителю предложено представить в судебное заседание доказательства ее уплаты. Поскольку в материалы дела не представлено доказательств уплаты администрацией городского поселения государственной пошлины за подачу кассационной жалобы, она подлежит взысканию с заявителя на основании подп. 12 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 18.10.2007 (резолютивная часть от 16.10.2007) по делу N А50-8676/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2007 (резолютивная часть от 18.12.2007) по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Чайковского городского поселения Пермского края - без удовлетворения.
Взыскать с администрации Чайковского городского поселения Пермского края в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, администрацией городского поселения на основании постановления от 13.06.2006 N 488 с предприятием "Жилкомэнергосервис" подписан договор аренды земельного участка от 13.06.2006 N 03-09/46.
Однако на момент подписания договора данный земельный участок в нарушение п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" сформирован не был, на кадастровый учет не поставлен, его границы не были описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
Таким образом, предмет договора аренды от 13.06.2006 не определен сторонами, в соответствии со ст. 432, п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации названный договор не может быть признан заключенным. Следовательно, право собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на спорный земельный участок не могло возникнуть на основании п. 3 ст. 3.1 Закона, предусматривающего возникновение права собственности органов местного самоуправления на земельные участки, предоставленные муниципальным унитарным предприятиям, созданным соответствующими органами местного самоуправления.
...
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.03.2008 о принятии кассационной жалобы к производству администрации городского поселения отказано в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины, заявителю предложено представить в судебное заседание доказательства ее уплаты. Поскольку в материалы дела не представлено доказательств уплаты администрацией городского поселения государственной пошлины за подачу кассационной жалобы, она подлежит взысканию с заявителя на основании подп. 12 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 апреля 2008 г. N Ф09-2110/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника