Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 31 марта 2008 г. N Ф09-1591/08-С4
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 декабря 2008 г. N Ф09-1591/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-Коммунальный Стандарт" (далее - общество "ЖилКомСтандарт") на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.12.2007 по делу N А50-12327/2007-Г-16.
В судебном заседании принял участие представитель общества "ЖилКомСтандарт" - Шардин О.В. (доверенность от 22.01.2008).
Министерство Финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - УФК по Пермскому краю), Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми (далее - Территориальное управление Минсоцразвития по г. Перми), Министерство финансов Пермского края (далее - Минфин Пермского края), Министерства социального развития Пермского края (Минсоцразвития Пермского края) о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Общество "ЖилКомСтандарт" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Минфину России и Территориальному управлению Минсоцразвития по г. Перми о взыскании 48009 руб. 53 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельной категории граждан в соответствии Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в период с января по июль 2007 г.; третьи лица: Минфин Пермского края, Минсоцразвития Пермского края (с учетом уточненных исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 21.12.2007 в удовлетворении иска отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "ЖилКомСтандарт", ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, иск удовлетворить. По мнению заявителя, суд пришел к необоснованному выводу об отсутствии со стороны ответчиков незаконных действий, повлекших причинение убытков истцу. В этой связи заявитель указывает на то, что меры социальной поддержки граждан в соответствии с Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являются расходными обязательствами российской Федерации. Податель кассационной жалобы полагает, что возмещение убытков лицам, предоставляющим льготы населению, не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия соответствующего договора. Кроме того, истец считает необоснованным вывод суда о том, что возмещение предоставленных населению льгот должно осуществляться без учета НДС. В этой связи заявитель кассационной жалобы указывает на то, что общество "ЖилКомСтандарт" применяет упрощенную систему налогообложения.
Как видно из материалов дела, по решению собственников многоквартирных жилых домов общество "ЖилКомСтандарт" является управляющей компанией и осуществляет свою деятельность на основании Устава и договора управления жилыми домами. С учетом этого истцом в период с января по июль 2007 г. гражданам, проживающим в многоквартирных домах жилого фонда названной управляющей компании, предоставлены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Общество "ЖилКомСтандарт", полагая, что в результате недостаточного финансирования расходов управляющей компании на реализацию указанных льгот из средств федерального бюджета ему причинены убытки, обратилось с иском в суд.
Суд, ссылаясь на положения ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о недоказанности истцом причинения ему убытков противоправными действиями (бездействием) ответчиков. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из отсутствия правового основания - заключенного между сторонами договора на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу п. 1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно ст. 1069 того же Кодекса вред (применительно к настоящему спору - это убытки), причиненный в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны.
На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", производится за счет средств федерального бюджета (ст. 5 названного Закона).
Таким образом, на истца как коммерческую организацию не возложено бремя расходов по реализации федеральных законов. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит его целям.
Кроме того, обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия соответствующего договора. Данное обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
При таких обстоятельствах судебный акт от 21.12.2007 подлежит отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным исследованием обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, а также нарушением норм материального права, дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, исследовать все существенные для дела обстоятельства, дать им надлежащую правовую оценку и принять решение в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации
Руководствуясь ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.12.2007 по делу N А50-12327/2007-Г-16 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно ст. 1069 того же Кодекса вред (применительно к настоящему спору - это убытки), причиненный в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны.
На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
...
Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", производится за счет средств федерального бюджета (ст. 5 названного Закона)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 марта 2008 г. N Ф09-1591/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника