Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 апреля 2008 г. N Ф09-1193/08-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.09.2007 по делу N А76-8135/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007 по тому же делу.
Представители лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Шельмиев Вячеслав Завлунович (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 27.03.2007 N 2080 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Решением суда от 03.09.2007 заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами п. 1 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914. По мнению инспекции, налогоплательщик не вправе заменять неправильно оформленные счета-фактуры на оформленные в надлежащем порядке. Устранение недостатков в ненадлежаще оформленных счетах-фактурах производится путем внесения в эти же счета-фактуры исправлений, заверяемых подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты исправления.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2006 г. инспекцией установлено неправомерное предъявление к вычету суммы налога по счетам-фактурам, выставленным обществом с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" с нарушением предъявляемых к ним требованиям, установленных п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (неверное указание адреса грузополучателя).
Представленные предпринимателем в налоговый орган вместе с возражениями исправленные экземпляры счетов-фактур не были учтены инспекцией, поскольку, по ее мнению, Правилами не предусмотрено составление дополнительного экземпляра счета-фактуры, что послужило основанием для отказа в применении налогового вычета за указанный период.
По результатам проверки инспекцией принято решение от 27.03.2007 N 2080 о привлечении к налоговой ответственности, установленной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 11197 руб. 60 коп., доначислении НДС в сумме 55988 руб. и соответствующих пеней.
Считая, что решение инспекции не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах и нарушает его права, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования налогоплательщика, исходили из соблюдения им условий для применения налогового вычета по НДС.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству о налогах и сборах.
Согласно ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную к уплате в бюджет по итогам налогового периода, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса, а также товаров, приобретаемых для перепродажи.
В силу п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг).
В соответствии со ст. 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия к вычету сумм налога, предъявленных покупателю продавцом товаров (работ, услуг).
Отсутствие счетов-фактур либо оформление их с нарушением установленного порядка исключает возможность применения налогоплательщиком налоговых вычетов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что налогоплательщиком выполнены условия, предусмотренные ст. 171, 172 Кодекса.
Реальность сделок, факт оплаты (с учетом НДС) и передача товара материалами дела подтверждены и налоговым органом не оспариваются. Недостатки счетов-фактур устранены их заменой на надлежащим образом оформленные счета-фактуры, которые представлены в налоговую инспекцию до вынесения оспариваемого решения.
Злоупотребления правом на налоговый вычет и необоснованное получение предпринимателем налоговой выгоды судами не выявлены.
Поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на замену неправильно оформленного счета-фактуры на экземпляр, приведенный в соответствие с требованиями ст. 169 Кодекса, судами правомерно отклонена ссылка инспекции на то, что исправления в счет-фактуру могут вноситься только в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.
Довод налогового органа относительно применения налоговых вычетов по исправленным счетам-фактурам лишь в том налоговом периоде, когда они были исправлены, отклоняется, поскольку суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполнены основные условия, определяющие право налогоплательщика на налоговые вычеты (производственное назначение приобретенного товара, фактическое наличие, оприходование и оплата), а не в периоде внесения исправлений.
Таким образом, вывод судов о правомерности применения налогоплательщиком налоговых вычетов на основании спорных счетов-фактур является правильным, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.09.2007 по делу N А76-8135/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
По мнению налогового органа, налогоплательщик не вправе заменять неправильно оформленные счета-фактуры на оформленные в надлежащем порядке. Устранение недостатков в ненадлежаще оформленных счетах-фактурах возможно только путем внесения в эти же счета-фактуры исправлений, заверяемых подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты исправления.
Суд указал, что в соответствии со ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия к вычету сумм налога, предъявленных покупателю продавцом товаров (работ, услуг).
Отсутствие счетов-фактур либо оформление их с нарушением установленного порядка является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС.
Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на замену неправильно оформленного счета-фактуры на экземпляр, приведенный в соответствие с требованиями ст.169 НК РФ.
Кроме того, недостатки счетов-фактур устранены путем их замены на счета-фактуры, оформленные надлежащим образом, которые представлены до вынесения налоговым органом решения об отказе в применении налоговых вычетов.
Таким образом, доводы налогового органа о неправомерном предъявлении НДС к вычету ввиду невозможности замены счетов-фактур на исправленные, признаны неправомерными.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 апреля 2008 г. N Ф09-1193/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника