Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 апреля 2008 г. N Ф09-819/07-С4
См. также Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 января 2009 г. N 12083/08
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июля 2008 г. N 7882/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургдорстрой" (далее - общество "Оренбургдорстрой") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.10.2007 по делу N А47-5719/2006-07ГК и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2008 по тому же делу по иску общества "Оренбургдорстрой" к Специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (далее - Российский фонд федерального имущества), Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом и закрытому акционерному обществу "Ведение реестров компаний" (далее - общество "Ведение реестров компаний") о возложении на общество "Ведение реестров компаний" обязанности по проведению операции по переходу права собственности на акции.
В судебном заседании приняли участие представители общества "Орелбургдорстрой" - Портова А.С. (доверенность от 27.12.2007 N 86), Семенов С.В. (доверенность от 27.12.2007 N 85).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество "Оренбургдорстрой" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Российскому фонду федерального имущества и Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом с иском о признании договора купли-продажи акций посредством публичного предложения от 07.03.2006 действующим и понуждении оформить передаточное распоряжение по передаче акций.
Решением от 08.12.2006 исковые требования удовлетворены, заключенный между обществом "Оренбургдорстрой" и Российским фондом федерального имущества договор от 07.03.2006 признан действующим, на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом возложена обязанность по оформлению передаточного распоряжения по передаче 8991 обыкновенной именной акции общества "Оренбургдорстрой" в 10-дневный срок с момента вступления решения в законную силу.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.03.2007 решение отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
При новом рассмотрении определением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.08.2007 по ходатайству общества "Оренбургдорстрой" к участию в деле в качестве третьего ответчика привлечено общество "Ведение реестров компаний".
Определением от 17.09.2007 принято уточнение исковых требований, согласно которому общество "Оренбургдорстрой" просит обязать регистратора общество "Ведение реестров компаний" провести операцию по переходу права собственности в реестре акционеров общества "Оренбургдорстрой" (государственный регистрационный номер выпуска 53-1-П-40, номинальная стоимость одной акции - 1 руб.) в количестве 8991 путем списания данных акций с лицевого счета Российской Федерации N 264-В на лицевой счет эмитента общества "Оренбургдорстрой" N 1-А на основании ст. 149, 309, 310, 454, 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 28, 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", п. 7.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 N 27.
Решением от 23.10.2007 в иске отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2008 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Оренбургдорстрой" просит указанные решение и постановление отменить, удовлетворить его исковые требования, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 72 Федерального закона "Об акционерных обществах". Заявитель жалобы полагает, что решение совета директоров от 12.01.2006 о приобретении обществом 20% собственных размещенных акций в судебном порядке не оспорено и недействительным не признано, а приобретенные акции не находились в свободном обороте, поскольку были закреплены в федеральной собственности. Кроме того, договор от 07.03.2006 не нарушает интересы государства и не причиняет ему экономический ущерб.
Как следует из материалов дела, в результате приватизации треста "Оренбургдорстрой" в 1992 г. создано акционерное общество открытого типа "Оренбургдорстрой" с уставным капиталом 44957000 руб. и номиналом одной акции 1000 руб. В федеральной собственности закреплены 8991 акция, составляющих 20% уставного капитала общества.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.04.2005 N 513-р в раздел II Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2005 г. внесены изменения, в том числе раздел "Строительный комплекс" перечня открытых акционерных обществ, находящиеся в федеральной собственности акции которых планируются к приватизации, дополнен позицией о приватизации 8991 акции общества "Оренбургдорстрой", составляющих 20% его уставного капитала.
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 06.12.2005 N 2696-р решено приватизировать указанные акции путем продажи посредством публичного предложения, установлена нормативная цена акций в размере 50% начальной цены несостоявшегося аукциона в сумме 5670500 руб.
Оренбургским региональным отделением Российского фонда федерального имущества на основании этого решения об условиях приватизации в бюллетене "Реформа" от 28.12.2005 N 166 сделано сообщение о продаже посредством публичного предложения акций общества "Оренбургдорстрой", на которое от общества "Оренбургдорстрой" поступила заявка на приобретение имущества.
Российский фонд федерального имущества (продавец) и общество "Оренбургдорстрой" (покупатель) подписали договор купли-продажи акций посредством публичного предложения от 07.03.2006. Предметом данного договора явились принадлежащие на праве собственности Российской Федерации обыкновенные именные акции в бездокументарной форме (эмитент - общество "Оренбургдорстрой") в количестве 8991 номинальной стоимостью 1 руб. за акцию, составляющие 20% уставного капитала общества, государственный регистрационный номер выпуска акций 53-1-П-40, реестродержатель - общество "Ведение реестров компаний".
Цена проданных по договору акций составила 5670500 руб. (п. 2.1 договора от 07.03.2006).
Сторонами также подписаны изменения к договору от 09.03.2006, касающиеся реквизитов счета продавца для оплаты акций.
В установленный в договоре срок общество "Оренбургдорстрой" платежным поручением от 10.03.2006 N 000037 перечислило на счет продавца 5670500 руб. за приобретенные акции.
Пунктом п. 3.1 договора от 07.03.2006 предусмотрено, что переход права собственности на акции к покупателю оформляется в соответствии с действующим законодательством после полной оплаты акций. При условии своевременной передачи покупателем продавцу реквизитов своего счета Депо или своего лицевого счета продавец совершает все юридические и фактические действия, необходимые для передачи акций покупателю.
Однако письмом от 20.04.2006 N оф-02/3314 Оренбургское региональное отделение Российского фонда федерального имущества сообщило обществу "Оренбургдорстрой" о ничтожности сделки по приобретению акций, которая противоречит положениям п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и п. 2 ст. 72 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Полагая, что договор купли-продажи акций посредством публичного предложения от 07.03.2006 не является ничтожной сделкой и подлежит исполнению, общество "Оренбургдорстрой" обратилось в арбитражный суд с иском.
Отказывая в возложении на общество "Ведение реестров компаний" обязанности по совершению операции по переходу права собственности на спорные акции в реестре акционеров общества "Оренбургдорстрой", суды первой и апелляционной инстанций указали на ничтожность договора от 07.03.2006.
Выводы судов являются правильными и соответствуют материалам дела.
Приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Статья 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливает способы приватизации государственного и муниципального имущества. Одним из способов является продажа имущества посредством публичного предложения, которая осуществляется в случае, если аукцион по продаже имущества признан несостоявшимся (ст. 23 названного Закона).
Приватизация находящихся в федеральной собственности 8991 акции общества "Оренбургдорстрой", составляющих 20% его уставного капитала, осуществлялась в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" путем включения государственного имущества в план (программу) приватизации на 2005 г. и его продажи посредством публичного предложения.
Покупателями государственного и муниципального имущества в случае его приватизации могут быть любые физические и юридические лица, за исключением указанных в ст. 5 этого Закона.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации в соответствии с данным Законом.
Поскольку общество "Оренбургдорстрой" не вправе покупать находящиеся в федеральной собственности акции, эмитентом которых является само общество и продажа которых осуществляется в процессе приватизации государственного имущества, договор купли-продажи акций посредством публичного предложения от 07.03.2006 является ничтожной сделкой на основании ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации как сделка, не соответствующая требованиям закона.
Кроме того, данный договор нарушает положения п. 2 ст. 72 Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно которому общество не вправе принимать решение о приобретении обществом акций, если номинальная стоимость акций общества, находящихся в обращении, составит менее 90% от уставного капитала общества. Такая сделка также является ничтожной.
С учетом того, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, суды правомерно отказали в удовлетворении требований общества "Оренбургдорстрой" о возложении на регистратора обязанности по проведению операции по переходу права собственности на акции в реестре акционеров.
Доводы общества "Оренбургдорстрой", изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, так как основаны на неправильном толковании норм материального права и не имеют правового значения для рассмотрения данного спора.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.10.2007 по делу N А47-5719/2006-07ГК и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургдорстрой" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государству принадлежала часть акций ОАО. Было принято решение об их приватизации. В результате ОАО приобрело собственные акции посредством публичного предложения.
Договор купли-продажи акций был оспорен, суд признал его ничтожным.
Во-первых, сделка не соответствовала требованиям п. 2 ст. 5 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, поскольку ОАО не может быть покупателем размещенных им акций, подлежащих приватизации.
Во-вторых, имело место нарушение Закона об АО, поскольку АО не вправе приобретать собственные акции, если в обращении остается менее 90% от уставного капитала.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 апреля 2008 г. N Ф09-819/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2008 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 7882/08
02.04.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-819/07-С4
11.01.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8540/2007
14.03.2007 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-819/07-С4