Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 апреля 2008 г. N Ф09-2318/08-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кольцо" (далее - общество "Кольцо") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2007 по делу N А76-17245/2007-49-530.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании приняли участие представители:
Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области (далее - территориальное управление) - Кунц В.В. (доверенность от 04.03.2008 N 156), Мискина О.А. (доверенность от 09.01.2008 N 2);
общества "Кольцо" - Тихонов В.Е., директор (протокол от 27.11.2006 N 5); Кремлев П.М. (доверенность от 28.09.2007);
общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Развитие" (далее - общество "Развитие") - Полозова А.Ф. (доверенность от 31.03.2008).
Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" (далее - учреждение "Земельная кадастровая палата") о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельных участков: площадью 3687 кв.м с кадастровым номером 74:36:07 14 001:0078; площадью 9480 кв.м с кадастровым номером 74:36:07 14 001:0079; площадью 786 кв.м с кадастровым номером 74:36:07 14 001:0080.
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-технический центр угольной промышленности по открытым горным работам - Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по добыче полезных ископаемых открытым способом" (далее - предприятие "НТЦ-НИИОГР"), общество "Кольцо", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (далее - Управление Роснедвижимости по Челябинской области), общество "Развитие".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2007 заявленные требования удовлетворены. Действия учреждения "Земельная кадастровая палата" по постановке на кадастровый учет земельных участков площадью 3687 кв.м с кадастровым номером 74:36:07 14 001:0078, площадью 9480 кв.м с кадастровым номером 74:36:07 14 001:0078, площадью 786 кв.м с кадастровым номером 74:36:07 14 001:0080 признаны незаконными.
Суд обязал учреждение "Земельная кадастровая палата" аннулировать в Едином государственном реестре земель записи о постановке на кадастровый учет названных земельных участков.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Кольцо" просит решение суда от 21.12.2007 отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 125, 126, 115, 117, 125, 126, 128, 129, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 271, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1, 4, 19, 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Территориальное управление в отзыве указало, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предприятие "НТЦ-НИИОГР" 12.02.2001 получило свидетельство о государственной регистрации права постоянного пользования земельным участком площадью 13800 кв.м по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, просп. Комсомольский, кадастровый (условный) номер 74:36:07.14.01:03:000000:0000. Документами, послужившими основанием регистрации права, явились государственный акт на право пользования землей от 20.02.1990 серии А-1 N 726459, постановление главы г. Челябинска от 03.11.2000 N 1645-п.
На основании распоряжения территориального управления от 31.12.2004 N 1924-у "Об условиях приватизации предприятия "НТЦ-НИИОГР" и в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" начался процесс приватизации путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска 07.06.2005 выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица - открытого акционерного общества "Научно-технический центр угольной промышленности по открытым горным работам - Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по добыче полезных ископаемых открытым способом" (далее - общество "НТЦ-НИИОГР").
В процессе приватизации указанный спорный земельный участок площадью 13800 кв.м не вошел в состав приватизируемого имущества, что подтверждается приложением N 2 к распоряжению территориального управления от 31.12.2004 N 1924-у "Перечень имущества, не подлежащего приватизации в составе имущественного комплекса предприятия "НТЦ-НИИОГР". Однако право пользования соответствующим земельным участком у общества "НТЦ-НИИОГР" не прекращено.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, пр. Комсомольский, кадастровый (условный) номер 74:36:07.14.01:03.
Общество "Кольцо" зарегистрировало право собственности на не завершенный строительством объект площадью 1118,5 кв.м, расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. 40 лет Победы, д. 11. Данный объект находится на земельном участке с кадастровым номером 74:36:07.14.01:03.
В целях реализации права, предусмотренного ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации на приватизацию земельного участка, на котором находится не завершенный строительством объект, общество "Кольцо" обратилось в учреждение "Земельная кадастровая палата" о разделе земельного участка с кадастровым номером 74:36:07.14.01:03.
Согласно п. 2.2.2, 2.2.6 Устава учреждения "Земельная кадастровая палата", утвержденного приказом Роснедвижимости от 30.12.2004 N П/118, учреждение "Земельная кадастровая палата" во исполнение возложенных на него задач осуществляет проверку документов, представляемых при проведении государственного кадастрового учета, на наличие необходимых для учета сведений и их соответствие сведениям, содержащимся в кадастре, а также на отсутствие в них иных оснований для отказа или приостановления государственного кадастрового учета; государственный кадастровый учет земельных участков (включая постановку на учет вновь образованных земельных участков, учет текущих изменений характеристик существующих земельных участков, снятие с кадастрового учета прекративших существование земельных участков), а после издания соответствующих нормативных правовых актов - государственный кадастровый учет иных объектов недвижимости.
Основанием для постановки на учет земельного участка послужили следующие документы: заявка о постановке на государственный кадастровый учет от 24.11.2005 N 36.08/05-02-316; доверенность от 17.05.2005 N 163; описание земельного участка, выполненное обществом с ограниченной ответственностью "Южноуральская инновационная компания", от 24.11.2005 N 36.08/05-02-316.
В результате проведения кадастровых процедур земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 74:36:07 14 001:0079.
Государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:07 14 001:0078; 74:36:07 14 001:0079; 74:36:07 14 001:0080 произведен в результате деления земельного участка с кадастровым номером 74:36:07 14 001:0003. При этом в строке "4" кадастровых планов земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:07 14 001:0078; 74:36:07 14 001:0079; 74:36:07 14 001:0080 в качестве предыдущего номера указан номер земельного участка 74:36:07 14 001:003, целью представления выписок из государственного земельного кадастра земельных участков 74:36:07 14 001:0078; 74:36:07 14 001:0079; 74:36:07 14 001:0079; 74:36:07 14 001:0080 явилась подготовка правоустанавливающих документов на землю, что отражено в строке "17" кадастровых планов от 01.12.2005 N 36.08/05-02-873, N 36.08/05-02-871, N 36.08/05-02-872.
Полагая, что действия учреждения "Земельная кадастровая палата" по внесению сведений в государственный земельный кадастр о постановке на кадастровый учет земельных участков: площадью 3687 кв.м с кадастровым номером 74:36:07 14 001:0078; площадью 9480 кв.м с кадастровым номером 74:36:07 14 001:0079; площадью 786 кв.м с кадастровым номером 74:36:07 14 001:0080, являются незаконными, нарушающими права и интересы территориального управления, истец обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
С учетом положений ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания действий государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов управления в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что внесение сведений в государственный земельный кадастр по названным выше земельным участкам произведено с нарушением п. 6 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", поскольку заявителем не представлены правоустанавливающие документы на земельные участки.
Согласно п. 6 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков и формирование кадастровых дел.
В п. 3 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ предусмотрено, что в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что обществом "Кольцо" при обращении в учреждение "Земельная кадастровая палата" в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514 "Об утверждении положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства" не соблюдено требование по согласованию проекта территориального землеустройства с уполномоченным органом местного самоуправления, имевшим право распоряжаться спорным земельным участком до регистрации права собственности за Российской Федерацией.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации право на приватизацию земельного участка принадлежит только собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке.
Из п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 следует, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Таким образом, при постановке на государственный кадастровый учет указанных земельных участков нарушается право Российской Федерации в лице Территориального управления на осуществление деления земельного участка по своему усмотрению, предусмотренное ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал действия учреждения "Земельная кадастровая палата" по внесению сведений в государственный земельный кадастр по названным выше земельным участкам незаконными и нарушающими права и интересы, в связи с чем в соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил заявленные требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка заявителя на то, что заявление территориального управления о признании незаконными действий принято к производству суда первой инстанции с нарушением требований, установленных ст. 115, 117, 125, 126, 128, 129, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку ходатайство о восстановлении пропущенного срока рассмотрено и удовлетворено судом в соответствии со ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, иных нарушений норм процессуального права, повлекших принятие неправильного решения, не допущено.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты отмене не подлежат, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2007 по делу N А76-17245/2007-49-530 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кольцо" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации право на приватизацию земельного участка принадлежит только собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке.
Из п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 следует, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Таким образом, при постановке на государственный кадастровый учет указанных земельных участков нарушается право Российской Федерации в лице Территориального управления на осуществление деления земельного участка по своему усмотрению, предусмотренное ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 апреля 2008 г. N Ф09-2318/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника